Коллективу учителей родной Кикнурской средней школы с пожеланием успеха в дальнейшем развитии краеведческой деятельности в целях воспитания у учащихся любви к родному краю и его землякам!

В.Шарыгин, 26 марта 1999 года, г. Киров

 

Учащимся 9 "А" класса

Кикнурской средней школы

Кировской области

Дорогие ребята!

Из вашего письма я узнал, что Вы проводите очень интересную и полезную работу - собираете материал о родной Кикнурской средней школе и её учителях.

Поисковая работа имеет большое позновательное и воспитательное значение. С большим удовольствием посылаю Вам свои небольшие заметки, которые я назвал "О времени и о себе".

В период своей работы в Кикнурской средней школе мы с членами Краеведческого клуба "Орлёнок" собрали довольно богатый материал по истории родного края и, в том числе, по истории школы. Результаты наших поисков стали основой экспозиции Кикнурского краеведческого музея.

Пусть эти мои заметки пополняет материалы по истории родной нашей школы.

С уважением к Вам и добрыми пожеланиями!

В.Шарыгин

16 декабря 1985 года

г.Киров 

О ВРЕМЕНИ И О СЕБЕ

Родился я в деревне Большое Шарыгино Кикнурского сельского Совета Кикнурского района Кировской области в семье крестьянина. Дата рождения - 3 января 1917 года. Это был год бурных событий в стране. 27 февраля 1917 года произошла февральская буржуазно-демократическая революция, свергнувшая самодержавие в России, а 25 октября 1917 года Социалистическая революция уничтожила капиталистический строй и установила в стране Советскую власть.

Отец мой Шарыгин Алексей Михайлович занимался земледелием, но имел хорошую специальность пимоката (катал валенки). Как хорошего мастера, его приглашали работать  в близлежащие деревни - Урму, Нолинские и другие, и в трудные неурожайные годы (1921 г.) семья не страдала от голода.

Моя мать Шарыгина Мария Фёдоровна - вторая жена отца. От первой жены, рано умершей, остались двое детей: сестра Анюта и брат Азарий. В 1925 году отец  умер в возрасте 40 лет. Сестра к этому времени уже была выдана замуж, а вскоре, после смерти отца и брат Азарий женился и через два года отделился. Мы остались вдвоём с матерью в своём доме, но почти без хозяйственных построек. Остался только хлев. Мать моя была очень трудолюбивой женщиной и , хотя наше хозяйство считалось бедняцким, но мы сохранили корову и, как я помню, всё что-то пристраивали к дому: дворик и т.п. До сих пор часто вижу во сне, что мы ищем тёс, деревья, что-то строим.

В 1925 году я поступил учиться в Кикнурскую образцовую начальную школу, заведующим которой был очень умный человек - Александр Николаевич Свечников. Его старший сын Геннадий позднее стал доктором философских наук, профессором, а второй - Владимир, - мой одноклассник - инженером-электриком и много лет уже чвляется начальником ТЭЦ-I в г.Кирове. Ещё в начальной школе я был принят в пионеры. В 1929 г. мама вступила в колхоз, но колхоз распался и меня, как не колхозника, не приняли в 5-й класс школы крестьянской молодёжи. Я вынужден был снова ходить в четвёртый класс.

В 1931 году я поступил учиться в Кикнурскую школу крестьянской молодёжи (ШКМ), которую позднее стали называть школой колхозной молодёжи. Школа давала семилетнее образование (5-й, 6-й, 7-й классы). Моя мать была очень строгой женщиной. Она ни разу меня не била (да, кажется, и не за что было), учился я прилежно, хотя и не отлично. Вёл себя и в школе и вне её прилично, в меру своих сил помогал матери в работе по дому и в хозяйстве. Не считал зазорным подмести и вымыть пол, вымыть посуду, накормить корову. В летнее время все мы - мальчишки работали в колхозе: боронили пашню (пахали мужчины, их тогда было много в деревне), ворошили, сгребали и подвозили на лошадях сено к стогам. Сенокос был всегда как праздник: луга, летний чистый воздух, солнце. Женщины и мужчины одевали почти праздничную одежду - ситцевые рубашки и платья, матерчатые брюки. Правда, на многих были лапти, но более состоятельные  надевали ботинки или кожаные сапоги. Было очень весело и мы - мальчишки и девчонки любили работать вместе со взрослыми.

В эти годы я научился сам делать грабли, увязывать подошву лаптей льняными верёвками и другие домашние работы.

В октябре 1932 года вступил в комсомол. Начиная с седьмого класса ежегодно избирался членом учкома и членом комитета комсомола и возглавлял сектор культурно-массовой работы. Мы организовали струнный оркестр, сами готовили и проводили школьные вечера.

В школе в те года работали очень хорошие учителя. Директором школы был Ян Петрович Черепанов, член партии с 1919 года, он же преподавал историю. Литературу преподавала Алевтина Павловна Невзорова, химию - Алексей Николаевич Ефремов, географию - Николай Павлович Сумрюков, физику - Зинаида Дмитриевна Ефремова, математику - Людмила Фёдоровна Суторихина, проработавшая в школе 50 лет. Она была награждена двумя орденами Ленина. Я очень любил историю и литературу. Уже в 7-м классе решил стать учителем, но колебался: стать учителем истории или литературы. Верх взяла история.

Классным руководителем у нас был Алексей Николаевич Ефремов, замечательный учитель, очень гуманный человек. Позднее в 1943 году я от него принимал директорство школы. До конца его жизни мы были друзьями. До сих пор с благодарностью вспоминаю Яна Петровича Черепанова и Алевтину Павловну Невзорову, прививших мне любовь к истории и литературе.

В 1934 году, после окончания ШКМ, я поступил работать в бухгалтерию только что созданной Кикнурской МТС (машино-тракторная станция). Директором её был двадцатипятитысячник горьковский рабочий Михаил Иванович Брызгалов. До сих пор помню его рукопожатия, т.к. здороваясь утром, он подавал свою руку и мне, как равному. В бухгалтерии я проработалтолько 42 дня. Почему так мало? В 1934 году было принято Постановление ЦК ВКП(б) и Совета народных Комиссаров о преобразовании ШКМ в средние школы. В Кикнуре открылся 8-й класс, и я снова пошёл учиться в школу. Ведь моей мечтой было стать учителем, а не бухгалтером.

Была и другая причина. Бухгалтер должен быть хорошим математиком. Я же таковым не был. Насколько я помню, по математике я шёл на уровне среднего ученика. Математики побаивался и даже уже работая учителем, дважды видел вл сне, что иду на урок, не зная хорошо заданного на дом по математике. А Людмила Фёдоровна была очень требовательной и садила на место, если ученик отвечал не чётко.

В 1936 году, после окончания девяти классов, я решил рискнуть поехать в Киров и, подготовивишись там на месячных курсах при пединституте, с дать экстерном экзамены за среднюю школу и поступить на исторический факультет Кировского учительского двухгодичного института. Это мне удалось сделать. Помню, когда я вернулся домой в конце августа 1936 года (от Шахуньи шёл пешком, т.к. тогда автомашин в Кикнуре были единицы), пришёл в школу. Там, в первом здании (здание по ул.Просвещения, слева от входных ворот) прохродила учительская конференция. В перерыв меня увидел Ян Петрович Черепанов, директор школы. Он меня спросил: "Ну как, Виктор, дела?" Я ответил, что поступил на исторический факультет. Тут стояло немало учителей района и он с гордостью сказал: "Вот наши-то ученики! Из девятого класса поступают в институты".

Это действительно была правдивая оценка не нас, учеников, а школы. Кикнурская ШКМ, а позднее и средняя школа давала очень глубокие и прочные знания своим питомцам и мы очень благодарны своим учителям и низко кланяемся своей родной школе и незабвенной памяти наших учителей. Какие они были замечательные люди, всех себя отдававшие нам, детям крестьян. Надо сказать, что и мы учились на совесть, не ленились. Ведь из Кикнурской школы вышло более 30 докторов и кандидатов наук, несколько Героев Советского Союза и Героев социалистического труда, 4 заслуженных учителя школы РСФСР и т.д. и т.п. А сколько стали офицерами Советской Армии. Сын Яна Петровича Черепанова - Борис Янович - Генерал авиации.

Во время учёбы в институте я избирался членом Комитета ВЛКСМ института и комсомольским группоргом. В институте в те годы лекции на нашем факультете читали замечательные преподаватели: историю СССР - Эммауский Анатолий Васильевич, педагогику - Владимир Александрович Петров, психологию - Пётр Петрович Распопов, а экзамены по педагогике принимал директор института, автор учебника педагогики, Павел Николаевич Шимбиурев. У него я получил первую оценку "отлично", после этого уже сдавал все экзамены только на "отлично". В моём дипломе за институт стоят три "удовлетворительно" - по немецкому языку, психологии и политэкономии. Психология и политэкономия были первыми экзаменами в институте, тем более, что я окончил только 9 классов, а не среднюю школу. В 1938 году, после окончания учительского института, я был направлен на работу в Шарангскую среднюю школу, где проработал до 1940 года.

7 декабря 1938 года женился на студентке литературного факультета Долгушевой Марии Семёновне, уроженке д. Крупинская Советского района. С 1939 года она работала в Шарангской средней школе, а в 1940 году мы переехали в родное село Кикнур и до выхода на пенсию работали в Кикнурской средней школе.

Мария Семёновна работала учителем русского языка и литературы, несколько лет была заведующей учебной частью школы.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ГОДАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Вся жизнь в стране была перестроена на воееный лад. Всё было подчинено интересам фронта. Почти всё мужское население, да и многие девушки, были мобилизованы на фронт. В тылу остались женщины, старики и очень немногие мужчины, по своему состоянию здоровья непригодные к службе в Армии. Ушли на фронт и учителя. В Кикнурской средней школе остались только эвакуированный из Великих Лук Николай Михайлович Семёнов и я. В 1942-1943 учебном году я был назначен директором школы, а Николай Михайлович - заведующим учебной частью. В 1944 году болезнь моя обостриласьи я сдал директорство Н.М. Семёнову и перешёл работать заведующим районным педагогическим кабинетом при РОНО, где и работал до 1946 года.

Работать в школе всегда было нелегко, а в годы войны работа учителя требовала полной самоотдачи. Ведь в школе учились дети, оставшиеся без отцов, рано повзрослевшие. Некоторые из ребят совмещали учёбу в школе с обязанностями хозяина в доме. Ведь на их плечи легла забота о хозяйстве, о братьях и сёстрах, а иногда и о матери.

Учителя и учащиеся оказывали большую помощь в уборке урожая в колхозах, сами заготавливали дрова для школы, пилили и кололи их. Не случайно многие учителя, в том числе и мы с женой и учащиеся старших классов были позднее отмечены медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов."

Недаром писали в те годы, что в Великой Отечественной войне победили советские учителя. Они воспитали у своих учеников чувство великой любви к нашей социалистической Родине. Говоря о победе в войне, наша партия и её Центральный Комитет всегда отмечали, что без тыла, без героического труда рабочих, колхозников и служащих Советская Армия не могла бы победить. Эту мысль прекрасно выразил в своих стихах поэт Алексей Недогонов:

"Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют!"

Вот почему мы - учителя тех огненных лет, не считавшиеся со своим здоровьем, силами, временем, отдавали всего себя работе и гордимся тем, что причастны в Великой Победе.

За время работы в Кикнуре с 1940 по 1976 годы, я, как классный руководитель, сделал три выпуска: в 1942, 1953 и 1958 гг.

В 1942-1943 году был директором Кикнурской средней школы, в 1944-1946 годы - заведующим райпедкабинетом Кикнурского РОНО, в 1947-1950 годах - заведующим учебной частью Кикнурской средней школы, с 1958 по 1971 год - директором Кикнурской средней сельской школы, а позднее - рабочей молодёжи. В 1976 году вышел на пенсию и вместе с женой переехал на жительство в город Киров. С 1977 по 1982 год возглавлял, начиная с создания, Кировскую диораму "Установление Советской власти в городе Вятке".

Ещё работая в Кикнурской школе, в 1945 году вступил кандидатом в члены, а в 1946 году - членом КПСС.

Как член КПСС вёл большую общественную работу: был пропагандистом, лектором-международником, неоднократно избирался членом партийного бюро, членом сельского и поселкового Советов, членом РК КПСС. В 1950-1952 годах закончил заочно Кировский педагогический институт им. В.И. Ленина.

С детства очень любил и продолжаю любить свою родную деревню, своё родное село, хотя оно сейчас утратило свою самобытность и красоту. Работая учителем истории, увлёкся историей родного края. В 1953 году создал краеведческий кружок, в котором ученики изучали историю края и собирали материалы (в том числе - экспонаты) для музея. В 1954 году с ребятами создали и торжественно открыли школьный Краеведческий музей.

В 1960 году он был преобразован в первый в Кировской области и один из первых в РСФСР колхозный народный музей. В 1965 году Колхозный музей стал районным народным музеем на общественных началах, а в 1981 году при моей активной помощи музей стал Государственным музеем - филиалом Кировского областного Краеведческого музея. В музее появились платные директор, научные сотрудники, смотритель, уборщица. Я с 1964 года до 1976 года всю работу по созданию и руководству музея вёл на общественных началах, не получая ни какой зарплаты. Но работа, как и должность учителя так и туристско-краеведческая работа, не оставалась не замеченной.

В моей трудовой книжке имеется более восьмидесяти записей о благодарностях, объявленных в приказах директора школы, заведующего РОНО, о награждении похвальными и почётными грамотами, дипломами. За педагогический труд и участие в общественной работе награждён медалью "За трудовую доблесть", медалью "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", медалью "тридцать лет победы в Великой Отечественной войне", медалью "Ветеран труда" и медалью "Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг".

В 1957 году Министерством просвещения РСФСР награждён значком "Отличник народного просвещения", а в 1973 году приказом министра культуры СССР за организацию туристско-краеведческой работы в Кикнурской средней школе - создание и руководство Кикнурского районного народного краеведческого музея на общественных началах награждён значком Министерства культуры СССР "За отличную работу".

27 августа 1975 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР мне присвоено почётное звание Заслуженного учителя школы РСФСР.

Кроме того, за активную работу по коммунистическому воспитанию молодёжи я награждён несколькими памятными знаками, в том числе:

- "50 лет Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина" (1972 г.),

- "Победитель социалистического соревнования 1973 года",

- "50 лет с именем В.И. Ленина" (1974 г),

- Памятная медаль Центрального штаба за активное участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы Советского народа" (1975 г.),

- Нагрудный знак Центрального Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры "За активную работу в обществе" (1974 г.)

- Нагрудный знак Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина " За активную работу с пионерами" (1982 г.),

- Нагрудный знак "Ветеран комсомола Кировской области" (1982 г.),

- Памятный значок ЦК ВЛКСМ "60 лет с именем В.И. Ленина" 91984 г.).

Около  тридцати моих учеников Кикнурской и Шарангской средних школ стали учителями истории. В их числе:

- Солодянкин Николай Михайлович, кандидат исторических наук, зав.кафедрой истории КПСС Кировского государственного педагогического института им. В.И. Ленина.

- Зверев Валентин Михайлович, кандидат экономических наук, преподаватель Кировского заочного финансового института.

- Троегубов Василий Иванович, кандидат .кономических наук, доцент Ленинградского института инженеров речного флота.

- Ложкина Светлана Васильевна, учитель истории Кикнурской средней школы и др.

Как краевед, я принимал активное участие в печати. С 1953 по 1985 год мною написано и опубликовано более 380 статей и очерков по истории родного края, о его людях, по методике школьного краеведения. Каждая статья или очерк - это результат большой поисковой работы, переписки, работы в архивах, в библиотеках.

В 1982 году я вторично и окончательно вышел на пенсию. Первый раз - 3 января 1977 г., когда мне исполнилось 60 лет.

В 1978 году постановлением Комиссии по установлению персональных пенсий при Совете Министров РСФСР от 19 июля 1978 г. мне установлена ПЕРСОНАЛЬНАЯ ПЕНСИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ пожизненно. Уйдя на пенсию, я не отошёл от общественной работы.

С 1966 года и до сих пор я являюсь членом областного Совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). С 1966 года до настоящего времениявляюсь членом областного Совета ветеранов партии и комсомола при Кировском Обкоме ВЛКСМ, а с 1983 года - членом его президиума. В 1984 году утверждён заместителем председателя областного Совета ветеранов партии и комсомола. Неоднократно избирался членом партийного бюро парторганизации Кировского областного Краеведческого музея.

Очень люблю работать с молодёжью, часто выступаю перед ними на тему "Воспитать в себе Ленинские черты". Работая в диораме, провёл очень много ленинских уроков для учащихся и студентов Кировских школ, техникумов и институтов. часто выступаю перед студентами исторического факультета Кировского Государственного педагогического института им. В.И. Ленина о том, как стать хорошим учителем истории, как для этого использовать годы учёбы в институте. Неоднократно был членом приёмной комиссии на историческом факультете заочного отделения института.

Активное участие в общественной жизнидаёт мне большое моральное удовлетворение и сознание того, что, и, находясь на пенсии, я остаюсь в строю политических бойцов нашей партии, принимаю посильное участие в коммунистическом воспитании подрастающего поколения.

О семье. Сделано в жизни не мало. Вряд ли смог бы я отдавать столько времени общественной и туристско-краеведческой работе, если бы дома не было условий и той обстановки, которая способствовала успеху в определённой деятельности. Многое в быту, в воспитании детей брала на себя моя жена Мария Семёновна. С ней мы прожили вот уже 46 лет. С 1939 года по 1970 год она работала учителем русского языка и литературы, сначала в Шарангской средней школе (1939-40 уч.год), а с 1940 по 1970 год в Кикнурской средней школе. Несколько лет работала заведующим учебной частью школы. Вела кружок с учащимися и вместе с ними создала в школе Малую третьяковскую галерею. К сожалению это прекрасное начинание не продолжили её коллеги после выхода Марии Семёновны на пенсию. Все репродукции картин русских и зарубежных художников были расхищены. Но об этой её деятельности, как и ос оздании музея в Кикнуре рассказывается в книге Кировского писателя Н.Ф. Васенева "Живёт человек в селе", вышедшее в Кировском издательстве в 1962 году.

До 1973 года с нами жила и вела домашние дела моя мама, Шарыгина Мария Фёдоровна.

Мы воспитали двух дочерей.

Старшая - Людмила (родилась 29 июля 1943 года) окончила Кикнурскую среднюю школу, а затем Кировский педагогический институт по факультету иностранного языка. После окончания института начала работать в Кикнурской средней школе, затем была выдвинута на комсомольскую работу в Кикнурский РК ВЛКСМ, откуда была переведена в Кировский Облком ВЛКСМ, а затем ей поручили организацию нового отдела обкома - Бюро международного молодёжного туризма "Спутник".

В настоящее время живёт в г. Нижневартовске и работает секретарём горкома КПСС.

Вторая дочь - Нина, родилась 4 января 1946 года. Окончила Кикнурскую среднюю школу, а затем Кировский педагогический институт по иностранному факультету. После окончания института и до сего времени работает В Кикнурской средней школе и, как мне известно, пользуется заслуженным уважением учащихся и родителей. Вообщем, дети добросовестно трудятся на своих местах.

Дорогие ребята!

В заключение хочу сделать несколько выводов и дать вам несколько советов в работе над собой.

Иногда говорят: "Меня не воспитала школа" или "Меня плохо воспитывали родители". Конечно, школа и семья играют большую роль в воспитании детей. Но самую большую роль в воспитании человека играет самовоспитание! Всей своей жизнью, учёбой, трудом, чтением художественной литературы человек повседневно воспитывает себя, делает себя человеком. Отсюда вытекает вывод: нужно воспитывать в себе привычку к труду, огромное трудолюбие. Помню одно выражение известного конструктора оружия Дегтярева. Его спросили: "Видимо у Вас талант, гений на изобретения в области оружия?" он ответил: "У меня 2% гения и 98% потения!"

Во-вторых, надо научиться распределять своё время. Не расстрачивайте дорогое время по-пусту. Устал читать или писать, смени занятие, займись уборкой помещения, расчисти дорожку от снега и усталость пройдёт. Ни минуты - безделью, пустому времяпровождению И тогда вы сможете сделать многое.

В третьих, воспитайте в себе единство слова и дела. дали слово, обязательно выполните его. Исполнительность, точность и аккуратность в исполнении поручений - очень важная черта всякого культурного, воспитанного человека.

В четвёртых, очень важно уметь поставить перед собой цель в жизни и обязательно добиться её выполнения. Я уже писал, что ещё в 7 классе решил стать учителем и стал им. Иногда молодые люди идут учиться по велению родитеелей, или туда, куда идут их товарищи. А потом раскаиваются. Моя мать была малограмотной женщиной и не навязывала мне свою волю. Я ни разу не покаялся, что стал учителем истории. Я любил свою работу, свой предмет и с большим удовольствием шёл на каждый урок, в каждый класс. Здесь хочется сказать ещё вот о чём. С детства я не отличался хорошим здоровьем. поэтому меня не брали на службу в Советскую армию, а в годы Великой Отечественной войны не взяли и на фронт. В 1948 году мне сделали первую операцию, а в 1952 году - вторую, удалив 2/3 желудка. После этого мне перелили 8 кг крови, был шок (смерть). Кажется - не жилец. Но трудился всегда и, в конце концов, преодолел свои недуги.

В пятых, исключительно важной чертой всякого культурного человека является его эрудиция, то есть широта познаний. чем больше человек знает, тем он интересней и даёт больше пользы. А широту познаний даёт чтение. Эти и другие черты характера,поведения я старался воспитывать в себе и руководствоваться ими в жизни, как это получалось, мне судить трудно.

И последнее, о чём хочется написать. Надо любить людей, делать для них добро, а не зло, надо быть добрым в своих делах, в отношениях к людям. Если вы, будете такими, вам будет легко и интересно жить!

Может быть в жизни я что-то делал не так, как бы надо, допускал ошибки по своей неопытности, но всегда трудился от души и бескорыстно.

Вы живёте в другое время, когда люди стали увлекаться вещами, меряют свои дела на рубли и время. Пусть эти категории не застят ваши глаза, ум и сердце. Есть более дорогие ценности в жизни. Руководствуйтесь ими и вы будете счастливы.

Желаю Вам, дорогие друзья, счастья, успеха в учёбе, в вашей дальнейшей работе и жизни.

                                                                                                     16 декабря 1985 года

В.Шарыгин, заслуженный учитель

школы РСФСР, персональный пенсионер

республиканского значения, бывший

ученик, а позднее - учитель Кикнурской

средней школы (610035, г.Киров,

ул.Чапаева, 26/5, кв.11 тел. 4-10-75)

 

Продолжение

16 декабря 1985 года я написал ответ на запрос учащихся 9 "А" класса Кикнурской средней школы и назвал его "О времени и о себе". Прошло десять лет и я решил написать продолжение "О времени и о себе" и рассказать о том, что сделано за период с 1986 по 1995 год включительно.

В 1982 году я окончательно вышел на пенсию, но по-прежнему всё своё свободное время отдавал краеведческой деятельности, изучал архивные материалы в фондах Государственного архива Кировской области и в краеведческом отделе областной научной библиотеки имени А.И. Герцена.

С 1953 года по 1985 год включительно мною написано и опубликовано 380 статей и очерков по истории родного края и его людях, по методике школьного краеведения. С 1986 года по 1995 год включительно я написал и опубликовал 65 статей и книг.

С 1986 года по 1900 год были написаны и опубликованы 35 очерков об учёных-уроженцах Кикнурского района и выпускниках Кикнурской средней школы, в том числе о девяти докторах наук и профессорах.

В 1990 году всвязи со 140-летием Кикнурской средней школы состоялась Юбилейная встреча её выпускников. К этому торжеству я написал "Очерки истории Кикнурской средней школы". Книга была опубликована в машинописном исполнении.

Продолжая работу по изучению и собиранию материалов по истории родной Кикнурской средней школы уже в 1992 году мне удалось создать "Фотолетопись Кикнурской средней школы" 472 фотографии с их аннотациями были ксерокопированы на ста восьмидесяти двух машинописных листах. Книга была переплетена в Кировском проектном институте в семи экземплярах. Языком фотографий книга рассказывает об истории школы с начала двадцатого века до наших дней, о всех её этапах, начиная с двухклассного училища, о преобразовании его в высшее начальное училище, а затем в школу второй ступени, школу крестьянской молодёжи и в современную среднюю школу. Книга состоит из четырёх частей:

Часть 1-я - История школы,

Часть 2-я - Туризм, краеведение, музей,

Часть 3-я - Они учились в Кикнурской средней школе,

Часть 4-я  - Выпуск за выпуском.

О значении книги "Фотолетопись Кикнурской средней школы" рассказывает статья краеведа А.А. хохлова "Бескорыстный труд учителя" опубликованная в газете "Педагогические ведомости" от 25 февраля 1994 года.

Много сил и времени было затрачено мною на работу в Государственном архиве Кировской области и в научной библиотеке имени А.И. Герцена по изучению архивных материалов по истории Кикнурских храмов. Результатом этой работы явилось написание и публикация в газете "Вятский епархиальный вестник" десяти очерков "Из истории Кикнурских храмов". Каждый очерк сопровождается фотографией того храма, о котором повествует очерк. Все очерки опубликованы в 1994 году.

В 1995 году в Кикнурской районной газете "Сельские огни" опубликованы 11 статей из истории Кикнурской средней школы ( по материалам книги "Очерки истории Кикнурской средней школы) и 10 статей "Из истории Кикнурских храмов". Все статьи сопровождаются фотографиями.

С 1968 года по 1988 год мною подготовлены и были изданы 12 плакатов и буклетов по истории Кикнурского района. Назову эти публикации.

1. "Кикнурский народный краеведческий музей" - 1968 год - Плакат

2. "Памятники истории и культуры Кикнурского района" - 1970 год - Плакат

3. "В Кикнурском народном краеведческом музее" - 1973 год - Плакат

4. "Кикнурский народный краеведческий музей" - 1973 год - Буклет

5. "Памятники истории и культуры Кикнурского района" - 1977 год - Плакат

6. "За власть Советов" - 1980 год - Плакат

7. "В Кикнурском народном краеведческом музее" - 1980 год - Плакат

8. "Кикнурский районный краеведческий музей" - 1982 год - Буклет

9. "Памятники боевой славы земляков Уроженцев Кикнурского района" - 1985 год - Плакат

10. "Памятники истории и культуры посёлка Кикнур" - 1986 год -Плакат

11. "Кикнурская средняя школа" - 1988 год - Буклет

12. "В авангарде трудящихся. Кикнуской парторганизации 70 лет 1918-1988гг." - 1988 год - Буклет - В соавторстве с М.Т. Дербенёвым.

Поисковая работа, в том числе работа в архивах и в фондах Кировской научной библиотеки им. А.И. Герцена, переписка с земляками, из ответы на мои запросы, дали мне возможность собрать большой личный архив исторических документов и фотографий. часть этих документов мною передана школьным музеям, библиотекам, архивам. В том числе передано:

1. Кикнурскому краеведческому музею - более тысячи единиц хранения (1180);

2. Кировскому областному музею Народного образования - 138 ед. хранения, много книг из личной библиотеки;

3. Музею Кировского Государственного Института им. В.И. Ленина - более 300 единиц хранения;

4. Кировскому областному музею Комсомольской славы - 6 ед. хранения;

5. Музею Кикнурской средней школы - 102 фотографии и 9 вещественных экспонатов;

6. Архивному центру документации новейшей истории (бывший архив Кировского обкома партии) - 8 ед. хранения;

7. Краеведческому отделу Научной библиотеки имени А.И. Герцена 50 папок и альбомов по истории клуба "Орлёнок";

8. Государственному архиву Кировской области более 5 тысяч фотографий, негативов, документов.

В личном домашнем архивк остались 17 альбомов с моими публикациями, а также акты и описи архивных материалов, переданных школам, музеям, библиотекам и архивам, папки и конверты(261) с фотографиями земляков - участников исторических событий и фотографиями исторических событий в стране, области и в Кикнурском районе.

В 1987 году в г.Кирове была создана организация ветеранов войны и труда, вооружённых сил области. На первой организационной конференции был избран Областной Совет ветеранов труда и его президиум. Я был избран членом областного Совета, членом которого являюся до сего времени.

25 марта 1996 года

  В. Шарыгин

г.Киров