Сайт учителя географии

Журавлевой Ольги Сергеевны

МБОУ СОШ с УИОП пгт Кикнур Кировской области
Рейтинг:   / 18
ПлохоОтлично 

III (окружной) этап конкурса

«Учитель года Кировской области – 2015»

Номинация: «Учитель года»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «Я - учитель»

 «Каждый выбирает по себе…»

 «Здравствуйте!» - говорю я каждое утро тем, кого встречаю утром по дороге в школу. «Здравствуйте!» - говорю я своим коллегам и ученикам. Мне нравится начинать новый день с улыбки, с доброго слова. Нравится открывать дверь в класс и отправляться вместе с ребятами в многоцветный мир нашей планеты, который открывает нам география.

Мой путь в школу… Он не был извилист. Я хотела стать учителем и стала им. Как и многие, в педагогику я пришла, ещё раз подтвердив правоту слов А.Дистерверга: «… самым живым примером для ученика является сам учитель». Мои школьные учителя… Тогда они казались мне людьми необычными, не похожими ни на кого. Были разными, но «на них держалась наша земля, наши открытия». Я и сейчас в этом убеждена, несмотря на то, что отношение к учителю в обществе изменилось. Может быть, оттого, что информацию можно получить отовсюду, и многие убеждены, этого вполне достаточно. Но не задумываются они, что школа даёт не только знания, но и уникальный опыт сотрудничества, только в живом общении развивается личность.

 

За годы работы у меня сложилось своё понимание места учителя в современном обществе.

Чтобы быть интересным ученикам, учитель должен быть открыт всему новому. Мне нравится учиться, но только тому, что действительно пригодится в жизни. Современные дети – прагматики. И моя задача так представить свой предмет, чтобы они увидели его нужность, ценность умения учиться. Именно поэтому я стараюсь объяснить сложное просто, привлекаю практический опыт детей, использую эксперимент. Ищу в уроке то, что может зацепить, заставить размышлять. Мой ученик – человек думающий. И чем больше таких детей в классе, тем насыщеннее, ярче уроки.

Чтобы быть учителем, нужно иметь твёрдые убеждения, ясную гражданскую позицию. Равнодушный человек не будет интересен окружающим, да и они не привлекут его внимание. Интерес к событиям в мире, стремление осмыслить происходящее становятся для нас с учениками привычными. И на уроках, и после них мы увлечённо обмениваемся мнениями, спорим. Открывая мир вокруг, мы не остаёмся наблюдателями. «Можешь – сделай!» - принцип, который я пытаюсь привить своим ученикам. Социальные акции, участие в волонтёрском движении, исследовательские проекты по экологии Кикнурского района – вот наши реальные дела. Вопросы экологии мне самой интересны давно. Когда-то в глухом уголке нашего района в деревне Чаща был школьный экологический лагерь «Эндемик». Дети не только отдыхали, но и получали навыки исследовательской деятельности. А потом были серьёзные проекты, благодаря которым мы привлекли внимание общественности к проблемам охраны окружающей среды. По нашей инициативе единственному озеру на территории Кикнурского района – Пайбулатовскому – придали статус памятника природы регионального значения, был составлен экологический паспорт Кикнурского района.

В продолжение этой работы я сделала попытку сменить род занятий: 5 лет проработала государственным инспектором по охране окружающей среды.

        Мне не хватало школы: её суеты, круговерти, когда надо охватить сотню дел, везде успеть, и рабочий день не заканчивается в 17.00. Я затосковала и вернулась.  И считаю, что путём проб я точно определилась: школа – это моё трудное, беспокойное счастье. Вероятно, всё могло бы быть иначе, не будь у меня такой опоры: моя семья, мои дорогие мужчины (муж и два сына) поддерживают меня во всём. У нас прекрасный дом, сад и  теплица, где я отдыхаю душой. Выходные мы проводим вместе, есть у нас любимые уголки природы, куда отправляемся и зимой, и летом в любую погоду.Мой сын, которому исполнилось пять лет, -  самый верный друг и помощник:  и географическую карту мы с ним подолгу разглядываем, ну а глобус – это самая интересная  игрушка. А если душа на месте, то и работа спорится, и жизнь улыбается, и хочется сделать что-то такое…    

       Возвращаясь к тому, каким должен быть учитель, добавлю: а ещё учитель должен быть Мастером, ибо только человек творческий, знающий своё дело, по-настоящему увлечённый им, может вырастить Мастера, Творца. Мне нравится быть вовлечённой в водоворот жизни. А мои ученики готовы куда-то ехать, что-то делать для себя и других, учиться, петь, плясать, творить.  Я очень люблю путешествовать. Ученики впервые видят нашу Родину и другие страны моими глазами.  Я для них тот самый проводник к неизведанному. Вместе  мы восхищаемся красотами природы нашего края во время туристических поездок, походов. Стремлюсь, к тому, чтобы мои ребята были всесторонне развитыми, поэтому и организовываю для них поездки в театры, музеи, выставки…Мы совершаем путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду, стараясь оставить след в сердцах своих воспитанников, научить их жить и быть достойными гражданами своей Родины.

Хрупок  мир человека. Как не разрушить доверие ребёнка, быть в меру открытым, в меру требовательным, добрым, а не добреньким, суметь понять каждого? Сколько бы ни проработала я в школе, а эти вопросы встают передо мной вновь и вновь. И вспоминается рассказ В.П.Астафьева «Капля». Берег таёжной речушки. Краткий миг нарождающегося дня, «вершина тишины» - и на конце продолговатого ивового листа замерла капля росы, «боясь обрушить мир своим падением». «Не падай, не падай!» - заклинал я, просил, молил, кожей и сердцем внимая покою, скрытому в себе и мире».  Здесь – хрупкость гармонии в мире, краткость этого мига. Обрушится наземь капля, и мир изменится. А как же люди? В моих руках не менее хрупкий мир детей. Одно слово, одно неловкое движение, и всё будет по-другому. Смогу ли исправить содеянное? Как отзовётся это в будущем? «Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, когда кончится его влияние». Как важно помнить эти слова Д.Лоуренса. Как важно это чувствовать и понимать.

Так случилось, что в разное время я преподавала экологию, экономику, биологию, основы проектирования. Для меня это важно, в первую очередь, потому, что я училась выделять общие темы, подходы, осуществлять межпредметные связи, находя в разных учебных предметах точки соприкосновения. Бесценный опыт. Сейчас это позволяет не смотреть на географию узкоспециально, а видеть предмет во всём его многообразии. И требование новых стандартов формировать универсальные учебные действия, помогающие школьникам самостоятельно добывать знания понимаю более осознанно: проблему преодоления пассивности школьников в обучении, поиска путей повышения познавательного интереса я пытаюсь решить на протяжении последних лет.

Я по-прежнему занимаюсь исследовательской деятельностью с ребятами во внеурочное время. И на уроках стремлюсь прививать исследовательские навыки. Сначала наблюдение, эксперимент, моделирование, затем и самостоятельные исследования. Кто знает, может, в этом их будущее? Интерес перерастёт в профессию, и будет это не просто работа, а любимое дело. А даже если и нет, что ж… Надеюсь, вспомнят другие мои уроки. Слова. Разговоры. Дела. Всё то, что может помочь им в будущем. Что придаст им уверенности, силы, убедит в правильности выбранного пути. И если я помогу ребёнку, разве не в том счастье? Ведь, как сказал Конфуций, «самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».  

Поиск по сайту

InternetUrok.ru 

interneturok ru

Образовательный портал

InternetUrok
 это коллекция уроков
по основным предметам
школьной программы
постоянно пополняемая,
в открытом доступе и без рекламы.
Уроки состоят из видео, конспектов,
тестов и тренажёров.
Сейчас на сайте собраны все уроки
естественно-научного цикла
для 1–11 классов
и приблизительно половина уроков
по гуманитарным дисциплинам.