Обобщение опыта работы по обучению речемыслительной деятельности обучающихся
Обобщение опыта работы по теме "Обучение речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством технологии использования в обучении игровых методов"
Обоснование темы. Актуальность
Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося.
С 2001-2002 учебного года в школе созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе иностранного языка. Классы с углубленным изучением представляют учащимся оптимальный условия предпрофильной подготовки и профильного обучения, для формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, которые определяют современное качество образования.
В последнее время возросли требования к изучению иностранного языка в среднем общеобразовательной учреждении и понимание детьми и их родителями «надобности» этого предмета, заказ общества – воспитание, развитие, обучение высокоинтеллектуального со знанием иностранного языка человека. В государственном образовательном стандарте по иностранному языку сказано, что современная цель обучения иностранному языку – форми-рование иноязычной коммуникативной компетентности, включающей лингвистическую, социолингвистичкскую, социокультурную и прагматическую компетенции.
Основной акцент делается на социокультурной компетенции, составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, на включение школьников в диалог культур. Планируемый результат обучения- достижение выпускниками функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, достижение как минимум, порогового уровня обученности (уровня В1), принятого Советом Европы. Поэтому, учителю необходимо подготовить учащихся к общению на иностранном языке в различных жизненных ситуациях, следовательно, устная речь занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка, и обучение ей осуществляется на протяжении всего школьного курса, по завершении которого детям нужно овладеть продуктивными навыками. Способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных и ролевых ситуациях общения. Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности. Поэтому нужны иное содержание, иные подходы в учебной деятельности. Отсюда и возникла проблема обучение говорению на коммуникативной основе с использованием методов и форм активного обучения
Тема интересна, актуальна и перспективна в современной школе, т.к. иностранный язык – это объективная потребность общества, без которой оно не может полностью функционировать и развиваться. Актуальность и перспективность темы подтверждается необходимостью разрешения ряда противоречий в рамках школы. Каковы же главные педагогические трудности и противоречия?
Во-первых, возросшие программные требования с одной стороны и разный уровень реальных учебных возможностей детей с другой.
Во-вторых, уровень развития речи учащихся (речь, даже родная, у детей развита слабо) и высокие требования языковых норм.
В-третьих, мало часов на изучение иностранного языка (5-11 классы – 3 часа) при высоких требованиях при поступлении в ВУЗы.
В-четвертых, отсутствие осознания некоторыми учащимися своих речевых возможностей и недостаточно развития рефлексия.
Проанализировав все противоречия, я пришла к выводу, что, обучая детей говорению, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития ребенка. Все это подсказывает использовать технологию использования в обучении игровых методов; ролевых; деловых и других видов обучающих игр.
Ведущая педагогическая идея опыта – обучение и воспитание в деятельности.
Целевой блок и прогнозируемый результат
Предмет опыта - речемыслительная деятельность учащихся на уроках английского языка.
Объект опыта - деятельность учащихся на уроках английского языка.
Цель опыта - выявить влияние технологии игровой деятельности на обучение речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза опыта:
Если образовательный процесс на уроке английского языка строить посредством технологии игровой деятельности включающей:
все методы активного обучения, игра синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения;
вовлечение в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе, игра является эффективным средством управления учебным процессом;
деятельность учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации;
свободную деятельность, дающую возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников, при условии психологического комфорта то реализуются требования к современному качеству образования, определенные концепцией модернизации российского образования, федеральным компонентом государственного стандарта и программой.
Цель и гипотеза опыта определили следующие задачи:
1) Изучить теорию технологии игровой деятельности и обучение речемыслительной деятельности, познакомиться с опытом по данной проблеме;
2) Изучить теории:
- поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
- развитие познавательного интереса Г.И. Щукина;
- коммуникативный метод обучения иностранному говорению Е.И. Пассова;
- развивающего обучения в начальной школе Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
3) Разработать и реализовать программу деятельности по освоению технологии использования в обучении игровых методов и обучение речемыслительной деятельности на основе данной технологии.
4) Разработать специальную методику контроля, систему диагностик.
5) Анализ полученных результатов.
Прогнозируемый результат:
для ученика:
- максимальное развитие творческих способностей учащихся, наличие устойчивого интереса к английскому языку;
- формирование в процессе обучения английского языка ключевых компетенций как готовности учащихся к общению на английском языке различных жизненных ситуациях;
- достижение оптимальных результатов обучения английскому языку, соответствующих уровню обучаемости, на олимпиадах и конкурсах по предмету, срезовых полугодовых работах и зачетах, итоговой аттестации и вступительных экзаменах а вузы.
для учителя:
- Повышение методического мастерства педагога путем реализации принципов личностно-ориентированного образования, практическое применение технологии игровой деятельности в преподавании английского языка для повышения качества образования.
Критерии результативности:
для учащегося:
- повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости;
- устойчивый познавательный интерес;
- высокий уровень сформированности ОУУН;
- увеличение числа учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах, результативность;
- преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам полугодовых и срезовых работ и зачетов, промежуточной и итоговой аттестации;
- продолжение образования после окончания школы, конкурентоспособность при поступлении в вузы.
Для учителя:
- включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных и районных методических объединениях;
- удовлетворенность результатами педагогической деятельности;
для родителей:
- соответствие социального запроса итогам обучения школьников по английскому языку.
Оценка результативности:
1. диагностики по итогам года «Отношение школьников к учению» в классах с углубленным изучением предметов;
2. диагностики познавательного интереса;
3. диагностики обученности и обучаемости;
4. учет личных достижений учащихся;
5. использование игровой деятельности на уроках английского языка.