Get Adobe Flash player
Главная Статьи о школе Без них бы не было меня как педагога (статья из газеты "Сельские огни", 2000 г.)

Без них бы не было меня как педагога (статья из газеты "Сельские огни", 2000 г.)

В школе мне повезло на прекрасных учителей. За 10 лет учебы в Кикнуре мне не встретилось ни одного плохого учителя, который бы не старался вложить в наши головы своих знаний.
Перебирая в памяти каждый год, я среди лучших отмечаю самых замечательных, которые за долгие, прошедшие после учебы годы, стоят передо мной живыми, молодыми, не очень пожилыми, т.е. такими, какими они меня учили. Я помню их взгляд, их улыбку, их требовательность, их шутки.
Если бы они прибыли на юбилей, в благодарность за то, что сделали нас людьми, мои товарищи и я в ноги бы им поклонились за всё, что они отдали нам из своего сердца, из своей души.
Хорошо помню свою первую учительницу Раису Николаевну Черепанову. Эта женщина невысокого роста, очень полная, с серьезным взглядом и доброй улыбкой встречала нас 1 сентября 1936 года.
Раиса Николаевна была мастером обучения грамоте, поэтому в то время ей каждый год поручали работать с первоклассниками. Она делала всё, чтобы мы научились читать, писать, считать. На её уроках запомнились мне наглядные пособия по чтению, арифметике. Все пособия были сделаны собственными руками: рисунки, детские портреты были наклеены на ватман с напечатанными подписями к уроку чтения, зайчики и птички, грибочки и огурчики, написованные на листе, - счетный материал для уроков арифметики. Какие картинки! Они и сейчас перед глазами. Типографских таблиц не помню ни одной.
А как она работала над каллиграфией каждого из нас! Стоило большого труда прописать образцы написания элементов букв, самих букв и слов для уроков чистописания. А тетерадей больше 30 для одного только урока, и это ежедневно. На уроке Раиса Николаевна постоянно следила за каждым, у кого не получилось, тут же показывала. Ни на минуту она не присядет, весь урок находилась около своих подопечных.
В перемены (обеденные) Раиса Николаевна следила, чтобы каждый пообедал, мы расстилали на парте свои салфеточки и раскладывали, что принесли из дома. После трапезы все выходили в коридор и класс проветривался. Без шума и крика играли в коридоре до конца перемены.
Помню некоторые беседы с нами, например, о соцсоревновании. Раиса Николаевна растолковывала нам, что это такое, а потом решали все вместе, кому и кого вызвать на соревнование. И не просто решали, а каждый день помогали друг другу и проверяли своих товарищей.
Один год проучилась я у Раисы Николаевны, а основу всего - учиться и трудиться надо честно и каждый день - заложила в нас Раиса Николаевна на всю жизнь. Спасибо ей огромное.
В 3 и 4 классах нас учила Ольга Ивановна Козьминых. Это замечательная учительница. На уроке все работали. Она понятно и доступно объясняла, строго спрашивала, а мы до пота на лбу старались показать, что поняли объяснение учительницы. По характеру своему Ольга Ивановна была веселым человеком, могла на уроке и пошутить, и посмеяться над смешным, но это была минута отдыха, и снова упорный труд.
Много работала Ольга Ивановна над созданием коллектива в классе, и ей это хорошо удавалось. Проучившись у неё два года, мы в пятый класс пришли уже дружным сплоченным коллективом. С теплотой вспоминаю я эти два года, которые подарила нам Ольга Ивановна. Не зря за работу свою позднее она получила орден Трудового Красного Знамени.
Следующие два года (5-6 классы) я училась у Марии Семеновны Шарыгиной. Для нас она была новой учительницей, вела русский язык и литературу. Это невысокая женщина, миловидная, при разговоре с тобой всегда улыбающаяся. Уроки её были интересными, от звонка до звонка на одном дыхании.
Помню Марию Семеновну в первое же военное лето 1941 года. В школе из учеников создали трудовые бригады. Мы, жители улиц Красноармейской и Просвещения, работали под руководством Марии Семёновны: пололи, а затем теребили лён в колхозе "Кикнур". Это был наш первый настоящий труд, за который колхоз рассчитался с нами горохом. Этот горох мне запомнился. Идём на работу тропинкой возле горохового поля, поём песню: "Встань, казачка молодая, у плетня..." и забрели у края в колхозный горох. Вдруг слышим с противоположной стороны с криком и ружьем бежит сторож. Мы - кто куда, и все в сторону льняного поля бегом от ружья. Сзади всех по тропинке бежала Мария Семеновна, боясь, видимо, что мы разбежимся по разным сторонам. Собравшись у своего льна, мы долго смеялись над случившимся. До сих пор с улыбкой вспоминаю эту картину.
В 6 классе снова Мария Семеновна, и всё такие же завораживающие уроки. Не даром она награждена медалью "За трудовую доблесть".
1941-1942 год – первый военный учебный год. Снова встреча с новой учительницей. Новые предметы – алгебра и геометрия. Трудно освоить ученику азы этих предметов, трудно и учителю научить детей, которые знают только законы арифметики.
Счастье, что к нам в класс пришла опытнейшая учительница математики Людмила Федоровна Суторихина. Она знала, как научить, как потребовать, как помочь каждому в отдельности. Я помню и всегда буду помнить её самоотверженную работу на уроках и после уроков. Благодарна Людмиле Федоровне всю жизнь за то, что я отлично усвоила алгебру и геометрию в 6-м классе, в дальнейшем у меня проблем с математикой не было.
С Людмилой Федоровной второй раз я встретилась в 10 классе. 1946 год, послевоенный, второй выпуск на аттестат зрелости. Перед нами и учителем стояла задача: хорошо подготовиться к экзаменам. Класс не из лёгких. В 7-8-9 классах разные учителя математики были. И вот на горизонте снова спаситель – Людмила Фёдоровна. С первого дня она начала плановое систематическое повторение ключевых тем за прошлые годы. Людмила Федоровна была мастером своего предмета. С присущей ей требовательностью к себе и ученикам она сделала всё, что могла. Учила на уроках, после уроков и даже у себя на квартире по вечерам занималась с отдельными учениками.
Все годы, которые проработала в школе, перед моим взором стоял образ Суторихиной Людмилы Федоровны – учителя-труженика, вкладывающего в детские головы свои знания, в свою работу – душу, ничего не требуя взамен, кроме успехов в освоении математики. Труд этой учительницы по заслугам оценен двумя орденами Ленина.
Ещё один светлый образ стоит в моей памяти. 1941-43 учебный год. 7 класс. В наш новый третий 7 «с» пришла учительница русского языка и литературы Шарыгина Татьяна Александровна. Это добрая, сердечная, всё понимающая женщина. Помню её уроки, интересные, запоминающиеся, особенно по литературе. Помню экзамены по русскому языку (а всего в 7 классе в тот год мы сдавали 11 экзаменов, даже по военному делу). Обычный страх перед экзаменом, кажется, что-то не доучил, пропустил, но входит Татьяна Александровна со своей улыбкой, шуткой, и все страхи уходят от тебя, появляется уверенность, что все будет хорошо.
Через несколько лет, когда я уже работала в школе, вновь встречаюсь с Татьяной Александровной Шарыгиной, Марией Семеновной Шарыгиной, Любовью Алексеевной Кислицыной. Эти женщины были моими учителями в работе по моему предмету на заседаниях предметной секции. От них я перенимала всё лучшее, что было у них, старалась применять это у себя на уроках. Получилось, что я у них училась со школьных лет с 1940 до 1970 года, целых 30 лет. Под их влиянием я сформировалась как учитель русского языка. Спасибо им большое! Без них не было бы меня, как педагога.
В 10 классе я встретилась с умными, знающими учителями, добрыми, приветливыми людьми. Классным руководителем у нас был Пётр Осипович Халтурин, литературу вела добрейшая Алевтина Павловна Невзорова. Это она предложила нам поставить платный спектакль в Доме культуры по повести Гоголя «Майская ночь или утопленница». Она сама руководила подготовкой постановки. Мы с азартом и интересом готовились к выступлению, вырученные деньги израсходовали на выпускной вечер.
Ещё один прекрасный человек в этом году работал с нами. Это Анфиса Павловна Смирнова. Она работала инспектором РОНО и пришла к нам в класс вести курс органической химии. Она увлекла нас своим предметом, заинтересовала, коренным образом изменила наше отношение к предмету, хотя работала с нами непродолжительное время.
За прошедшие годы учебы в школе с 1936 по 1946 г.г. я не встретила не одного учителя, кто бы несерьезно относился к своей работе, все были талантливы, но в разной степени, все стремились воспитать в нас настоящих людей, дать знания. Низкий поклон им всем за это! Школа тех лет выполнила свой долг.



И.В.Ростовцева, учитель русского языка и литературы,
выпускница школы 1946 года


 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика