Get Adobe Flash player
Главная Статьи о школе Островок доброты и заботы

Островок доброты и заботы

     С 21 февраля 2012 года на базе Кикнурской средней школы работает муниципальная  экспериментальная площадка по теме "Особенности моделирования современного урока в условиях перехода на стандарты нового поколения".

     Все уже знают, что с этого года первоклассники страны, а значит, и Кикнурской школы, обучаются по-новому. Отличие новых образовательных стандартов прежде всего в том, что целью обучения является личность самого ребёнка. Важно, насколько ученик будет подготовлен к жизни, насколько будет в ней успешен. Учащимся даны большая самостоятельность, право выбора, право на ошибку, они сами оценивают свои ответы и действия, а также ответы своих одноклассников. Ребята учатся обсуждать, доказывать, принимать решения. Каждый урок сторится так, что превращается в открытие. Школьники не получают знания в готовом виде: чтобы узнать новое, от них требуются усилия, размышления, поиск.

     Одним словом, всё очень серьёзно и сложно. Сложно для нас, взрослых. Дети по этому поводу не заморачиваются: они и знать не знают, что стали участниками экперимента и войдут в историю. В школе малышам интересно, они спешат сюда с радостью, и это для них главное. Талантливые педагоги Ф.И. Аказова и Г.В. Подоплелова ведут уроки мастерски, потому ребятам абсолютно всё кажется простым и понятным.

     Для успешной реализации проекта школа оснащена специальной техникой, оборудованием. Учителя первых классов прошли соответствующую подготовку и теперь будут не только обучать детей, но и делиться опытом с коллегами. На базе школы планируется четыре раза в год проводить семинары для работников образовательных учреждений района. Экспериментальная площадка открыта на три года. Её научным руководителем назначена О.Г. Селиванова, доцент кафедры педагогики ВятГГУ, кандидат педагогических наук.

     Наблюдать и подводить итоги научно-педагогического эксперимента будут специалисты, я же пришла в начальную школу не за этим. Давно наслышана о её замечательном коллективе, о том, что для обучения и воспитания детей здесь созданы все необходимые условия. Захотелось посмотреть: как это - "учиться по-новому". В мои школьные годы было всё иначе: доска, мел, учебники. Помню: в конце первого класса поменяли чернильную ручку на шариковую, - радости было!

     Да, отстала я со своей чернильницей! Мне демонстрируют компьютерный класс с интерактивной доской. Никакого мела и тряпок! Рядом ещё одна доска: на ней пишут ... фломастером. Заглядываю на урок к первоклассникам. В школе нынче два первых класса, в каждом по 26 учеников. Ловко управляются с ноутбуком, расположенным на учительском столе: выполняют задания, выбирают нужные варианты ответов. А всё, что происходит на мониторе, переносится на большой экран, висящий на стене. Учительница щёлкает мышкой, и на экране появляется новое задание. Ребята тут же приступают к его выполнению. Работают увлечённо, на меня не обращают никакого внимания. А теперь на экране - правильные ответы. Школьники заинтересованно приступают к самопроверке. Вот тебе и малыши-несмышлёныши!

     Листаю современные учебники, к которым прилагаются компакт-диски. Рассматриваю рабочие тетради. Задания в них интереснейшие, разные по степени сложности: ученик сам может выбирать, что ему по силам.

     Оказывается, первоклассники вовсю решают проектные задачи, пишут рефераты, устраивают презентации. Ну ни дать ни взять - студенты!

     - Мы с ребятами уже собрали материал для мини-проектов "Мой край" и "Моя семья", - рассказывает педагог Галина Владимировна Подоплелова. - Им нравится работать со словарями, справочной литературой, изучать родословную. Благодаря компьютерным технологиям гораздо больше успеваем сделать на уроке: не нужны бумажные таблицы, карточки - всё на экране.

     В новых образовательных стандартах ярче выражен индивидуальный подход к детям. Не секрет, что в первый класс кто-то приходит уже подготовленным, а кто-то ни читать, ни считать, ни общаться не умеет. Задания стали разноуровневыми: они и развитие сильных учеников не тормозят, и слабым помогают быстрее преодолевать трудности. А потому на уроках никому не скучно.

     Учебный день у первоклассников расписан так, что пролетает словно миг. После первого урока - завтрак, после второго - динамическая пауза не менее 40 минут. Если хорошая погода, все спешат на улицу. Если холодно или дождь, кто-то идёт на музыкальную разминку или танцы (в школе работает хореограф-профессионал), кто-то в спортзал, кто-то играет в настольные игры в классе (в каждом из них, кроме учебного пространства, есть и игровое). Очень любят бывать малыши в уютной библиотеке, где детские энциклопедии - нарасхват. Меня поразило, что, выбрав книгу, ребята сразу начинают её читать.

     После последнего, четвёртого, урока - обед. Потом начинается внеурочная деятельность. Мальчишки и девчонки становятся участниками разнообразных экскурсий, спортивных соревнований, творческих конкурсов.

     Всего в начальной школе, с первого по четвёртый класс, обучается 208 детей. Так вот, здесь не только первоклашки не скучают, но и все остальные. Некогда! Со второго класса ребята изучают английский язык, с третьего - информатику. И уроки у них проходят не менее интересно, и в переменки есть чем заняться. После учебного дня детей ждут музыкальная и спортивная школы, Дом детского творчества, группы продлённого дня, танцевальный и интеллектуальный кружки, а ещё различные общешкольные мероприятия и олимпиады.

     Кстати, об олимпиадах. Одна из них - интеллектуальный марафон для младших школьников - прошла совсем недавно, в феврале (ученики первых классов тоже принимали в ней участие). Первый этап был внутришкольный, пятого марта состоялся второй - районный. Победители станут участниками межрегиональной многопредметной олимпиады, которая пройдёт в Кирове. Уже шестой год, наряду со сборной командой района, на олимпиаду поедет команда умников и умниц из Кикнурской начальной школы! Первое их появление на мероприятии вызвало настоящий шок: шутка ли, желание состязаться в знаниях изьявили дети из школ Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, а тут - из никому не известного Кикнура. Теперь их уже знают, а еще уважают за смелость и за места в середине итоговых списков: для такой маленькой школы это почти победа.

     Любые достижения учащихся - результат кропотливого, добросовестного труда педагогов. В Кикнурской начальной школе работают только профессионалы. В работе с детьми им помогают логопед и психолог. Не каждая школа может похвастаться такими специалистами. За здоровьем учащихся следит медсестра с большим опытом работы. В медицинской комнате есть всё необходимое для осмотра детей, даже существует отдельный прививочный кабинет.

     Ну а какое здоровье без полноценного питания? Заглядываю в столовую. Сразу бросаются в глаза новые раковины для мытья рук, новые канализационные трубы под ними. Водонагреватель, сместители - тоже новые. На кухне появилась давняя мечта поваров - современная электрическая плита и картофелепротирочная машина. Для обеденного зала куплен вентилятор.

     Меню разнообразное и сбалансированное. Умелые повара под руководством опытного шеф-поввара за этим строго следят. А еще не забывают добавлять витаминчиков во время эпидемии ОРВИ: на столах лук, зелёный и дольками (кто хочет, добавляет в блюда), чай с лимоном, компот из свежих яблок. Готовят в школе всегда вкусно, ребятам нравится. Специально понаблюдала за ними: многие в момент опустошали тарелки, а кто-то и добавки просил.

     Поразило доброе, материнское отношение работников столовой к малышне. Им важно, чтобы все были сыты. Давно изучили вкусы детей: кто что любит, кто побойчее, а кто стеснительный и добавки никогда не попросит. Потому повара сами несут таким детишкам на стол и хлеб, и добавочные порции. Очень мне это понравилось.

     Понравилось и то, как директор школы А.П. Прокудин, сопровождая нас по этажам, проверял (уже по привычке, машинально) каждую батарею - греет ли, каждое окно - не дует ли? И со вздохом облегчения убеждался, что всё в порядке. Понравилось, с какой искренней любовью говорили о своих подопечных учителя, с какой гордостью рассказывала об успехах ребят завуч школы Т.И. Новосёлова. А больше всего впечатлили сами ученики: общительные, доброжелательные, воспитанные, эрудированные. Никакого страха в глазах, никакой закомплексованности.

     Мои размышления поддержала стоявшая в вестибюле мама одной из учениц:

     - Вы правы, наших детей здесь любят и уважают, о них заботятся. Дочка всегда с желанием в школу идёт, и я люблю в ней бывать. Тепло, чисто, красиво. Словно в другой мир попадаешь.

     - Или на волшебный остров, - подхватила разговор её спутница. - Открываешь дверь, и все тревоги за ней остаются. Удивительная атмосфера добра, доверия. За сына спокойна, он - в надёжных руках.

     Вот он, пожалуй, главный показатель работы школы: если дети бегут на уроки с радостью, а родители доверяют учителям, значит, школа хорошая.

                                                                                            Алевтина Недорезова

     

     

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика