Материалы выступления на областном конкурсе "Воспитать человека 2011"
Очень часто настоящих друзей человек приобретает в детстве. И хорошо, если это школьные друзья, которые знают тебя, которые видели тебя в победах и неудачах, помогли тебе стать личностью. А ты помогал им. Ведь вместе вы – сила, вы – коллектив.
Я работаю в начальных классах – одной из ступеней формирования личности ребенка. Оптимальной воспитательной средой для её развития является коллектив, на формирование которого учитель может оказывать направленное воздействие.
Ключевые слова в моей работе как классного руководителя – «личность», «коллектив».
Наблюдения за детьми на уроках и внеурочное время, беседы с родителями и учениками убедили меня в том, что ребята хотели бы участвовать в совместной организованной деятельности, но навыки коллективного общения отсутствуют.
Поэтому тема, над которой я работаю:
Формирование личности младшего школьника через развитие классного коллектива.
В результате анализа существующих противоречий
- - между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;
- - между необходимостью формировать нравственный опыт на основе общечеловеческих ценностей и практическим опытом, усваиваемым ребенком;
- - между тем, что воспитание должно быть без назидания, перегрузки и тем, что формирование качеств личности требует нравственного напряжения;
- - между чувством свободы и необходимостью соблюдения норм поведения, принятых в обществе.
была определе на ключевая идея, на которую я опираюсь в процессе воспитания, - личностный подход к воспитаннику.
Человек становится человек только среди людей. По словам французского писателя Анри Барбюса, «личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя, напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования».
Я, как классный руководитель, постаралась разработать систему воспитательной работы, которая бы способствовала реализации поставленной мною цели: формирование личности ребенка в коллективе через создание оптимальной воспитательной среды.
Для достижения цели были определены задачи:
- Воспитывать детей на основе принципов гуманизма, духовности и нравственности.
- Создавать организационно-педагогические условия для саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности ученика.
- Развивать коммуникативные навыки, умение сотрудничать и работать в команде.
- Создавать нравственную и эмоционально благополучную среду для формирования классного коллектива и развития личности.
- Вовлекать родителей в организацию жизнедеятельности класса и школы.
Чтобы определить оптимальные пути решения поставленных задач мною была разработана программа деятельности для 2-4 класса «Мы вместе», позволяющая выстроить воспитательную систему, диагностировать, корректировать работу и прогнозировать результат.
В основе работы по программе лежат следующие воспитательные технологии:
- - гуманно-личностная технология (Шалва Александрович Амонашвили),
- - личностно-ориентированная педагогика (Ираида Сергеевна Якиманская),
- - педагогика сотрудничества (Игорь Петрович Иванов).
В соответствии с основными направлениями работы школы «Здоровье», «Нравственность», «Интеллект», «Семья», «Досуг» составлялся план работы на каждый год, конкретизировались задачи, определялись промежуточные результаты.
Ключевыми компонентами моей воспитательной системы являются:
- система воспитательных мероприятий,
- взаимодействие с социумом, учреждениями дополнительного образования;
- ученическое самоуправление,
- сотрудничество с семьей,
- аналитико-диагностическая деятельность.
В каждом учебном периоде было определено ключевое дело, в подготовке и проведении которого участвовали и родители, и дети. Степень активности тех и других значительно выросла к 4 классу, при этом успешно сочетались коллективные интересы и проявление индивидуальных способностей учащихся.
Например, в 4 классе это были следующие мероприятия:
1 учебный период(«Здоровье»)– поход «Ах, картошка! Ах, уха!»
2 учебный период(«Интеллект»)– интеллектуальная игра «Умники и умницы»
3 учебный период(«Досуг»)– праздник «Новый год встречаем, поем, пляшем, играем»
4 учебный период(«Семья»)– вечер-презентация «Музей своего Я»
5 учебный период(«Досуг»)– праздник «Широкая Масленица»
6 учебный период(«Нравственность»)– составление летописи «Долгое эхо войны» (Великая Отечественная война в истории семьи)
Ян Амос Коменский говорил, что «дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать». Поэтому одним из ведущих компонентов я выделяю взаимодействие с социумом и учреждениями дополнительного образования.
В коллективе формируются навыки самоорганизации, самоанализа, самоконтроля, социальный опыт ребенка, позволяющий адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
Путь к достижению цели предполагает индивидуальное и коллективное самоопределение посредством осознания и принятия таких ценностей как:
- свобода - право выбора одного из вариантов своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения;
- оптимизм - уверенность в себе, своих силах и возможностях;
- требовательность к себе - путь познания и развития себя, достижения намеченных целей;
- любознательность - стремление все знать;
- человеколюбие - сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь;
- сотрудничество - построение коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых.
Без организации ученического самоуправления пройти этот путь невозможно.
Как невозможно пройти его без сотрудничества с родителями.
Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном процессе важно потому, что это им необходимо для развития их же собственного ребенка.
Идти постоянно вперед, не останавливаться, не оценивать пройденный путь нельзя. Меняется мир, меняются дети и корректировать направление движения, анализировать достигнутые результаты помогает аналитико-диагностическая деятельность.
Известно, что формирование ребенка как личности начинается с детства. Одной из ступеней такого развития является начальная школа. В этом возрасте начинается духовно-нравственное становление школьников, их гражданское, трудовое воспитание, развивается интеллект, эмоционально-чувственная и деятельностная сфера, происходит формирование ценностных ориентаций. К окончанию начальной школы выпускник должен получить не только знания и умения, но и определенный нравственный опыт, который поможет ему безболезненно адаптироваться в среднем звене.
Проведенные диагностики отражают позитивные изменения в развитии личности и коллектива:
- Повышение уровня воспитанности учащихся класса.
- Высокий показатель степени удовлетворенности учащихся и родителей работой школы.
- Рост социализированности личности.
- Допустимый показатель психологического комфорта.
- Позитивные изменения в оценке взаимоотношений в классном коллективе самими учащимися.
Системный подход к организации воспитательной работы в классе, её личностная направленность, переход к педагогике сотрудничества, определившие новый взгляд на личность как цель воспитания, стали инновационными идеями для меня как классного руководителя.
Много еще предстоит изучить, передумать, понять и очень осторожно применять, чтобы не навредить, ведь «воспитание – великое дело: им решается участь человека».