Get Adobe Flash player
Главная Web-страницы учителей Ганичева Екатерина Николаевна Обобщение опыта работы по обучению речемыслительной деятельности обучающихся

Обобщение опыта работы по обучению речемыслительной деятельности обучающихся

Обобщение опыта работы по теме "Обучение речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством технологии использования в обучении игровых методов"

 

Обоснование темы. Актуальность
Существенные изменения, которые претерпевает система школьного обучения в России, определяются необходимостью обеспечить новые образовательные потребности XXI века. С этим связано переосмысление приоритетных целей школьного образования и выдвижение на первый план задач развития личности учащегося.
С 2001-2002 учебного года в школе созданы классы с углубленным изучением отдельных предметов, в том числе иностранного языка. Классы с углубленным изучением представляют учащимся оптимальный условия предпрофильной подготовки и профильного обучения, для формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, которые определяют современное качество образования.
В последнее время возросли требования к изучению иностранного языка в среднем общеобразовательной учреждении и понимание детьми и их родителями «надобности» этого предмета, заказ общества – воспитание, развитие, обучение высокоинтеллектуального со знанием иностранного языка человека. В государственном образовательном стандарте по иностранному языку сказано, что современная цель обучения иностранному языку – форми-рование иноязычной коммуникативной компетентности, включающей лингвистическую, социолингвистичкскую, социокультурную и прагматическую компетенции.
Основной акцент делается на социокультурной компетенции, составляющей иноязычной коммуникативной компетенции, на включение школьников в диалог культур. Планируемый результат обучения- достижение выпускниками функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, достижение как минимум, порогового уровня обученности (уровня В1), принятого Советом Европы. Поэтому, учителю необходимо подготовить учащихся к общению на иностранном языке в различных жизненных ситуациях, следовательно, устная речь занимает одно из ведущих мест на уроке иностранного языка, и обучение ей осуществляется на протяжении всего школьного курса, по завершении которого детям нужно овладеть продуктивными навыками. Способностью варьировать и комбинировать изученный языковой материал в речи при решении конкретных коммуникативных задач в стандартных и ролевых ситуациях общения. Современная модель образовательного процесса ориентирована, как известно, на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует, кроме прочего, овладения стратегиями познавательной деятельности. Поэтому нужны иное содержание, иные подходы в учебной деятельности. Отсюда и возникла проблема обучение говорению на коммуникативной основе с использованием методов и форм активного обучения
Тема интересна, актуальна и перспективна в современной школе, т.к. иностранный язык – это объективная потребность общества, без которой оно не может полностью функционировать и развиваться. Актуальность и перспективность темы подтверждается необходимостью разрешения ряда противоречий в рамках школы. Каковы же главные педагогические трудности и противоречия?
Во-первых, возросшие программные требования с одной стороны и разный уровень реальных учебных возможностей детей с другой.
Во-вторых, уровень развития речи учащихся (речь, даже родная, у детей развита слабо) и высокие требования языковых норм.
В-третьих, мало часов на изучение иностранного языка (5-11 классы – 3 часа) при высоких требованиях при поступлении в ВУЗы.
В-четвертых, отсутствие осознания некоторыми учащимися своих речевых возможностей и недостаточно развития рефлексия.
Проанализировав все противоречия, я пришла к выводу, что, обучая детей говорению, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития ребенка. Все это подсказывает использовать технологию использования в обучении игровых методов; ролевых; деловых и других видов обучающих игр.
Ведущая педагогическая идея опыта – обучение и воспитание в деятельности.

 

Целевой блок и прогнозируемый результат
Предмет опыта - речемыслительная деятельность учащихся на уроках английского языка.
Объект опыта - деятельность учащихся на уроках английского языка.
Цель опыта - выявить влияние технологии игровой деятельности на обучение речемыслительной деятельности учащихся на уроках английского языка.
Гипотеза опыта:
Если образовательный процесс на уроке английского языка строить посредством технологии игровой деятельности включающей:
 все методы активного обучения, игра синтетична, так как является одновременно и методом и формой организации обучения;
 вовлечение в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе, игра является эффективным средством управления учебным процессом;
 деятельность учащихся, в процессе которой усваивается до 90% информации;
 свободную деятельность, дающую возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников, при условии психологического комфорта то реализуются требования к современному качеству образования, определенные концепцией модернизации российского образования, федеральным компонентом государственного стандарта и программой.

Цель и гипотеза опыта определили следующие задачи:
1) Изучить теорию технологии игровой деятельности и обучение речемыслительной деятельности, познакомиться с опытом по данной проблеме;
2) Изучить теории:
- поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина;
- развитие познавательного интереса Г.И. Щукина;
- коммуникативный метод обучения иностранному говорению Е.И. Пассова;
- развивающего обучения в начальной школе Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.
3) Разработать и реализовать программу деятельности по освоению технологии использования в обучении игровых методов и обучение речемыслительной деятельности на основе данной технологии.
4) Разработать специальную методику контроля, систему диагностик.
5) Анализ полученных результатов.

Прогнозируемый результат:
для ученика:
- максимальное развитие творческих способностей учащихся, наличие устойчивого интереса к английскому языку;
- формирование в процессе обучения английского языка ключевых компетенций как готовности учащихся к общению на английском языке различных жизненных ситуациях; 
- достижение оптимальных результатов обучения английскому языку, соответствующих уровню обучаемости, на олимпиадах и конкурсах по предмету, срезовых полугодовых работах и зачетах, итоговой аттестации и вступительных экзаменах а вузы.
для учителя:
- Повышение методического мастерства педагога путем реализации принципов личностно-ориентированного образования, практическое применение технологии игровой деятельности в преподавании английского языка для повышения качества образования.

Критерии результативности:
для учащегося:
- повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости;
- устойчивый познавательный интерес;
- высокий уровень сформированности ОУУН;
- увеличение числа учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах, результативность;
- преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам полугодовых и срезовых работ и зачетов, промежуточной и итоговой аттестации;
- продолжение образования после окончания школы, конкурентоспособность при поступлении в вузы.
Для учителя:
- включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных и районных методических объединениях;
- удовлетворенность результатами педагогической деятельности;
для родителей:
- соответствие социального запроса итогам обучения школьников по английскому языку.

Оценка результативности:
1. диагностики по итогам года «Отношение школьников к учению» в классах с углубленным изучением предметов;
2. диагностики познавательного интереса;
3. диагностики обученности и обучаемости;
4. учет личных достижений учащихся;
5. использование игровой деятельности на уроках английского языка.

 

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика