Обобщение опыта по теме "Повышение качества образования по информатике", 2009 г.
Повышение качества образования по информатике в 7-9 классах посредством формирования информационной компетентности учащихся
Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, ответом системы образования на новые запросы мира труда стала идея компетентностно-ориентированного образования.
Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран, – задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования.
Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
Школы Кировской области нацелены на достижение таких результатов образования, на формирование таких ключевых компетентностей, как: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность.
Проведя в 2007 году мониторинг оценки сформированности компетенций у старшеклассников нашей школы, мы установили, что компетентность разрешения проблем сформирована у 39% учащихся, информационная компетентность – у 46%, коммуникативная – у 47% учащихся.
Целью своей педагогической работы считаю создание условий для воспитания компетентной личности, способной к самообразованию, самореализации в обществе.
Формирование ключевых компетентностей школьников означает повышение качества современного образования.
Информатика, как наука и как учебный предмет, играет немаловажную роль, так как компетентности, сформированные на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.
На первый план выходят противоречия
- между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным методом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера образования, формирования субъективного опыта учащихся,
- между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом получения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности учащихся, личностной ориентацией содержания образования,
- между различиями в уровнях обучаемости и обученности, способностях учащихся одного класса и требованиями достижения Госстандарта, формирования ключевых компетенций.
В ходе решения противоречий приходишь к выводу, что один из путей повышения качества образования по информатике в современных условиях – применение компетентностного подхода в обучении, в частности, формирование готовности к использованию информационных ресурсов и готовности к самообразованию, т.е. формирование информационной компетентности учащихся.
Проблема,над которой работаю – «Повышение качества образования по информатике в 7-9 классах посредством формирования информационной компетентности учащихся».
Цель исследования – выявление влияния формирования информационной компетентности школьников на качество образования по информатике в 7-9 классах.
Объект исследования – образовательный процесс на уроке информатики.
Предмет исследования – качество образования по информатике.
Гипотеза исследования: Если образовательный процесс на уроке информатики строить посредством применения компетентностного подхода, в частности, формирования информационной компетентности, то реализуются требования к современному качеству образования, определённые концепцией модернизации российского образования и федеральным компонентом государственного стандарта.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
1) Изучить теоретические основы компетентностного подхода в преподавании, формирования информационной компетентности, управления качеством образования, познакомиться с опытом по данным проблемам.
2) Разработать программу деятельности по формированию информационной компетентности учащихся 7-9 классов.
3) Реализовать программу деятельности по управлению качеством образования по информатике посредством формирования информационной компетент-ности учащихся.
4) Разработать систему диагностики, критерии результативности.
5) Осуществить диагностику (стартовую, промежуточную, итоговую).
6) Проанализировать полученные результаты, наметить перспективы.
Прогнозируемый результат:
для ученика:
- формирование в процессе обучения информатике информационной компетентности учащихся как готовности их переносить знания, общеучебные умения и навыки, способы деятельности по предмету и личную ответственность за результаты труда в новые нестандартные ситуации, в будущую профессиональную деятельность,
- формирование опыта творческой деятельности учащихся и эмоционально-ценностных отношений через усиление роли самостоятельной деятельности учащихся в обучении,
- наличие устойчивого интереса к информатике,
- достижение оптимальных результатов обучения, соответствующих уровню обучаемости, на олимпиадах и конкурсах по предмету, итоговой аттестации, вступительных экзаменах в вузы;
для учителя:
- повышение методического мастерства педагога путем реализации компетентностного подхода в преподавании информатике для повышения качества образования,
- совершенствование диагностической культуры педагога как способа управления качеством образования.
Критерии результативности:
для учащихся:
- достаточно высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности, как следствие – информационной компетентности,
- повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости,
- устойчивый познавательный интерес,
- высокий уровень сформированности ОУУН,
- увеличение числа учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах, результативность,
- преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам промежуточной и итоговой аттестации,
- продолжение образования после окончания школы, конкурентоспособность при поступлении в вузы и техникумы, стрессоустойчивость и адаптация к новым условиям;
для учителя:
- включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных и районных методических объединениях,
- удовлетворенность результатами педагогической деятельности;
для родителей:
- удовлетворенность организацией образовательного процесса и итогами обучения школьников по информатике.
Сроки: 2006-2010 г.г.
Отслеживание результатов через:
- построение сравнительных диаграмм качества образования и их анализ (по итогам полугодия, года),
- диагностики по итогам года «Отношение школьников к учению»,
- оценки ключевых компетенций по П.И.Третьякову,
- оценки ИКТ-компетенций,
- диагностики познавательного интереса,
- диагностики обученности и обучаемости,
- учет личных достижений учащихся,
- построение отдельных уроков, программ, разработка тематического планирования курса с учетом компетентностного подхода.
Теоретическое обоснование (см. вложение 1)
Слова Ирины Николаевны Фалиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры информатики МГУ им. М.В.Ломоносова, автора учебных и методических пособий по информатике: «Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь… Переход к компетентностному обучению не начнется в один «назначенный министром» день. Мы должны работать на этот день. Для продвижения к намеченной цели потребуется изменить акценты и в содержании, и в системе контроля. И, конечно же, придется менять методики преподавания школьной информатики».
Для того, чтобы учащийся был компетентным в области решения информационных задач, он должен обладать следующими умениями: определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание и сообщение информации. Здесь под термином «информационная задача» подразумевается задача, связанная с нахождением необходимой информации по заданной проблеме, её переработкой и представлением в наиболее приемлемом виде.
Ведущие педагогические идеи, просматривающиеся в работе:
- идея личностного подхода к учащемуся,
- идея практико-ориентированного обучения,
- идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.
В основе работы лежат следующие педагогические теории:
- теория развития познавательного интереса,
- теория активизации учебной деятельности школьников,
- теория проблемного обучения,
- теория программированного обучения, в частности – модульного обучения.
Этапы реализации исследования (см. вложение 2)
Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие информационную компетентность. Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся; использовать активные методы обучения.
Формируя информационную компетентность учащихся на уроках информатики, повышается качество образования по предмету:
- качество построения урока и организации времени,
- качество и увеличение объема изученного на уроке материала,
- качество полученных учениками знаний,
и как следствие, увеличение показателей:
- качественного,
- познавательного интереса учащихся,
- удовлетворенности учащихся, их родителей образовательным процессом,
- участия в районных, областных олимпиадах и др.
Трудности и проблемы на начальных этапах:
- отсутствие заданий в учебниках, соответствующих требованиям формирования информационной компетентности учащихся, формированию навыков, составляющих ИКТ-компетентность,
- большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков,
- необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика.
Положительные моменты:
- раскрытие индивидуальных способностей ученика,
- формирование профессионально- и социально-компетентной личности школьника.
Литература
1. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. // Информатика. – 2006, №7, с.4-6.
2. Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики. // Информатика. – 2006, №9, с.3-8.
3. Фалина И.Н., Бурмакина В.Ф. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности. Лекции 1-8. // Информатика. – 2006, №17-24.
4. ИКТ-Компетентность. // http:/www.ictest.ru/info