Get Adobe Flash player
Главная Web-страницы учителей Задворных Елена Витальевна Обобщение опыта по теме "Повышение качества образования по информатике", 2009 г.

Обобщение опыта по теме "Повышение качества образования по информатике", 2009 г.

Повышение качества образования по информатике в 7-9 классах посредством формирования информационной компетентности учащихся

 

   Задача системы образования всегда состояла в формировании у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, ценностей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информационных потоках. Таким образом, ответом системы образования на новые запросы мира труда стала идея компетентностно-ориентированного образования.

   Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран, – задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования.

   Формирование ключевых компетентностей как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования в «Стратегии модернизации содержания общего образования» (2001 г.) и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

   Школы Кировской области нацелены на достижение таких результатов образования, на формирование таких ключевых компетентностей, как: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность.

   Проведя в 2007 году мониторинг оценки сформированности компетенций у старшеклассников нашей школы, мы установили, что компетентность разрешения проблем сформирована у 39% учащихся, информационная компетентность – у 46%, коммуникативная – у 47% учащихся.

   Целью своей педагогической работы считаю создание условий для воспитания компетентной личности, способной к самообразованию, самореализации в обществе.

   Формирование ключевых компетентностей школьников означает повышение качества современного образования.

Информатика, как наука и как учебный предмет, играет немаловажную роль, так как компетентности, сформированные на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

На первый план выходят противоречия

- между преобладающим в школе объяснительно-иллюстративным методом преподавания и необходимостью обеспечения деятельностного характера образования, формирования субъективного опыта учащихся,

- между фронтальными формами обучения и индивидуальным способом получения знаний, индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности учащихся, личностной ориентацией содержания образования,

- между различиями в уровнях обучаемости и обученности, способностях учащихся одного класса и требованиями достижения Госстандарта, формирования ключевых компетенций.

   В ходе решения противоречий приходишь к выводу, что один из путей повышения качества образования по информатике в современных условиях – применение компетентностного подхода в обучении, в частности, формирование готовности к использованию информационных ресурсов и готовности к самообразованию, т.е. формирование информационной компетентности учащихся.

   Проблема,над которой работаю – «Повышение качества образования по информатике в 7-9 классах посредством формирования информационной компетентности учащихся».

 

   Цель исследования – выявление влияния формирования информационной компетентности школьников на качество образования по информатике в 7-9 классах.

   Объект исследования – образовательный процесс на уроке информатики.

   Предмет исследования – качество образования по информатике.

   Гипотеза исследования: Если образовательный процесс на уроке информатики строить посредством применения компетентностного подхода, в частности, формирования информационной компетентности, то реализуются требования к современному качеству образования, определённые концепцией модернизации российского образования и федеральным компонентом государственного стандарта.

   Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1)     Изучить теоретические основы компетентностного подхода в преподавании, формирования информационной компетентности, управления качеством образования, познакомиться с опытом по данным проблемам.

2)     Разработать программу деятельности по формированию информационной компетентности учащихся 7-9 классов.

3)     Реализовать программу деятельности по управлению качеством образования по информатике посредством формирования информационной компетент-ности учащихся.

4)     Разработать систему диагностики, критерии результативности.

5)     Осуществить диагностику (стартовую, промежуточную, итоговую).

6)     Проанализировать полученные результаты, наметить перспективы.

   Прогнозируемый результат:

   для ученика:

- формирование в процессе обучения информатике информационной компетентности учащихся как готовности их переносить знания, общеучебные умения и навыки, способы деятельности по предмету и личную ответственность за результаты труда в новые нестандартные ситуации, в будущую профессиональную деятельность,

- формирование опыта творческой деятельности учащихся и эмоционально-ценностных отношений через усиление роли самостоятельной деятельности учащихся в обучении,

- наличие устойчивого интереса к информатике,

- достижение оптимальных результатов обучения, соответствующих уровню обучаемости, на олимпиадах и конкурсах по предмету, итоговой аттестации, вступительных экзаменах в вузы;

   для учителя:

- повышение методического мастерства педагога путем реализации компетентностного подхода в преподавании информатике для повышения качества образования,

- совершенствование диагностической культуры педагога как способа управления качеством образования.

   Критерии результативности:

   для учащихся:

- достаточно высокий уровень сформированности ИКТ-компетентности, как следствие – информационной компетентности,

- повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости,

- устойчивый познавательный интерес,

- высокий уровень сформированности ОУУН,

- увеличение числа учащихся, принявших участие в олимпиадах и конкурсах, результативность,

- преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам промежуточной и итоговой аттестации,

- продолжение образования после окончания школы, конкурентоспособность при поступлении в вузы и техникумы, стрессоустойчивость и адаптация к новым условиям;

   для учителя:

- включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных и районных методических объединениях,

- удовлетворенность результатами педагогической деятельности;

   для родителей:

- удовлетворенность организацией образовательного процесса и итогами обучения школьников по информатике.

   Сроки: 2006-2010 г.г.

   Отслеживание результатов через:

- построение сравнительных диаграмм качества образования и их анализ (по итогам полугодия, года),

- диагностики по итогам года «Отношение школьников к учению»,

- оценки ключевых компетенций по П.И.Третьякову,

- оценки ИКТ-компетенций,

- диагностики познавательного  интереса,

- диагностики обученности и обучаемости,

- учет личных достижений учащихся,

- построение отдельных уроков, программ, разработка тематического планирования курса с учетом компетентностного подхода.

 

   Теоретическое обоснование (см. вложение 1)

Слова Ирины Николаевны Фалиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры информатики МГУ им. М.В.Ломоносова, автора учебных и методических пособий по информатике: «Переходить к компетентностному обучению нас подталкивает жизнь… Переход к компетентностному обучению не начнется в один «назначенный министром» день.  Мы должны работать на этот день. Для продвижения к намеченной цели потребуется изменить акценты и в содержании, и в системе контроля. И, конечно же, придется менять методики преподавания школьной информатики».

 

   Для того, чтобы учащийся был компетентным в области решения информационных задач, он должен обладать следующими умениями: определение, доступ, управление, интеграция, оценка, создание и сообщение информации. Здесь под термином «информационная задача» подразумевается задача, связанная с нахождением необходимой информации по заданной проблеме, её переработкой и представлением в наиболее приемлемом виде.

 

Ведущие педагогические идеи, просматривающиеся в работе:

- идея личностного подхода к учащемуся,

- идея практико-ориентированного обучения,

- идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

 

В основе работы лежат следующие педагогические теории:

- теория развития познавательного интереса,

- теория активизации учебной деятельности школьников,

- теория проблемного обучения,

- теория программированного обучения, в частности – модульного обучения.

 

Этапы реализации исследования (см. вложение 2)

 

   Для подготовки школьников к успешной жизни в информационном обществе школа, как минимум, должна формировать у своих учеников умения, составляющие информационную компетентность. Необходимо сделать акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества, в котором большая часть информации представлена в электронном виде: для этого учитель должен быть настроен на формирование этой компетентности; потребуется изменение дидактических целей типовых заданий, которые обычно даются учащимся; использовать активные методы обучения.

   Формируя информационную компетентность учащихся на уроках информатики, повышается качество образования по предмету:

- качество построения урока и организации времени,

- качество и увеличение объема изученного на уроке материала,

- качество полученных учениками знаний,

и как следствие, увеличение показателей:

- качественного,

- познавательного интереса учащихся,

- удовлетворенности учащихся, их родителей образовательным процессом,

- участия в районных, областных олимпиадах и др.

 

Трудности и проблемы на начальных этапах:

- отсутствие заданий в учебниках, соответствующих требованиям формирования информационной компетентности учащихся, формированию навыков, составляющих ИКТ-компетентность,

- большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков,

- необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика.

 

Положительные моменты:

- раскрытие индивидуальных способностей ученика,

- формирование  профессионально- и социально-компетентной личности школьника.  

 

 

Литература

1.     Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. // Информатика. – 2006, №7, с.4-6.

2.     Фалина И.Н., Мохова М.Н. Использование активных методов обучения на уроках информатики. // Информатика. – 2006, №9, с.3-8.

3.     Фалина И.Н., Бурмакина В.Ф. Как готовиться к тестированию по проверке ИКТ-компетентности. Лекции 1-8. // Информатика. – 2006, №17-24.

4.     ИКТ-Компетентность. // http:/www.ictest.ru/info

 

 

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика