Get Adobe Flash player
Главная Web-страницы учителей Денисова Надежда Александровна Разработка урока (8 класс) "Отечественная война 1812г." в режиме технологии критического мышления

Разработка урока (8 класс) "Отечественная война 1812г." в режиме технологии критического мышления

 

Разработка урока истории ( 8класс)

«Отечественная война 1812 года»

        в режиме технологии развития критического мышления        

 

 

 

 

                                                                                 Урок разработала

                                                                                  Надежда Александровна Денисова,

                                                                                  учитель истории и обществознании

 

 

     Тема урока                               Отечественная война 1812 г

 

 

 

Обоснование выбора технологии развития критического мышления для проведения урока по теме «Отечественная война 1812 года»

 Учащимся частично известен изучаемый материал из курса «История России» 4 класс, «Новая история» 8 класс, СМИ, поэтому целесообразно использовать ТРКМ, которая позволяет реально оценить свои знания, скорректировать их, находить новые знания, идеи, различные точки зрения на некоторые вопросы, вызывает интерес к изучаемой теме и процессу обучения.

 

 

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой 

                                     информации средствами критического мышления

 

Тип урока:                  урок формирования новых знаний и умений

 

Цели по содержанию:

    1) образовательная - организовать изучение учащимися истории Отечественной войны 

                                         1812 г.

    2) развивающая -       продолжить формирование умений работать с текстами,

                                        документами, выделять главное, составлять рассказ, делать вывод

   3) воспитательная -   создать условия для увлеченного учения,

                                       воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах

                                       подвигов российского народа

 

Оборудование:     карта «Отечественная война 1812 г.», схема «Бородинское сражение»,

                               портреты героев , полководцев Отечественной войны 1812 г.

 

Метод обучения:      частично – поисковый, репродуктивный

 

 

Используемая технология: технология развития критического мышления

 

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая

 

Средства обучения:

                         

 

                                                        

                                                         Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствует учащихся, создает рабочую атмосферу, проверяет готовность рабочего места учеников

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя, проверяют готовность места, настраиваются на работу

Актуализация, целеполагание, мотивация (Вызов)

Вступительное слово и беседа с учащимися о внешней политике России в начале XIX в., отношениях с Францией

Объявляет тему урока «Отечественная война 1812 г.» Что вы знаете о ней?

На основе ответов учащихся заполняет на доске таблицу ЗХУ графу «знаю»

Предлагает вспомнить алгоритм изучения войн

Помогает формулировать вопросы для 2 графы таблицы ЗХУ «хочу знать» используя алгоритм войн

Называют основные направления внешней политик, условия Тильзитского мира, участие России в континентальной блокаде

Вспоминают все, что знают об Отечественной войне 1812 г.

 

Заполняют в таблице ЗХУ графу «знаю» у себя в тетрадях

 

Вспоминают алгоритм изучения войн ( см. приложение №1)

Формулируют вопросы к графе «хочу знать» таблицы ЗХУ используя алгоритм войн ( см. приложение № 2)

 

Изучение нового материала и его закрепление (осмысление). Рефлексия

Делит класс на 5 групп, каждой группе дается пакет с материалами для изучения и соответствующий пункт в учебнике (Приложение 3) Корректирует, дополняет выступления, помогает кратко записать.

Заканчивает заполнение таблицы ЗХУ графы «узнал»

Изучают материалы учебника и пакета, карту, схему, обсуждают изученный материал, выбирают выступающего, слушают в группе его выступление, дополняют, формулируют краткую запись

Выступления представителей групп перед классом, предложения по записи в графу «узнал»

Записи в таблицу ЗХУ в графу «узнал» в соответствии с поставленными вопросами, предложениями выступающих и дополнениями учителя

Подведение итогов

урока

Предлагает просмотреть записи в тетрадях и определить причины победы России в Отечественной войне 1812 года, какое значение и последствия она имела

Дает задание «Найти ошибку» (Приложение 4)

Определяют причины победы, записывают в тетрадь, обсуждают значение и последствия победы.

 

 

Ищут ошибки и отвечают

 

 

 

 

Домашнее задание

Прочитать содержание учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России» 8 класс  § 4, ответить на вопросы

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии учителя.

 

 

 

 

                 

                                                                                                                        Приложение №1

 

                                                      Алгоритм изучения войн

 

1. Причины войны

2. Повод к войне

3. Участники и соотношение сил

4. Ход военных действий ( хронология событий)

5. Итог войны Условия мирного договора

6. Причины победы или поражения

7. Значение и последствия

 

 

 

 

                                                                                                                          Приложение № 2

 

                               Отечественная война 1812 года

 

Знаю

               Хочу знать

                    Узнал

 

1. Причины войны. Соотношение сил.

 

 

 

2. Как наступала французская армия. Первые сражения.

 

 

3. Как происходило Бородинское сражение. Кто победил.

 

 

4. Какую роль играло партизанское движение. Герои войны.

 

 

5. Как происходило отступление французской армии.

 

 

6. Причины победы русской армии. Значение. Последствия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение № 3

 

                     Задания для групп

 

1 группа

  Причины войны, соотношение сил, планы, достоинства и недостатки французской и русской 

   армий

  1) прочитать в учебнике в § 4 пункт «Начало войны. Планы и силы сторон»

  2) изучить дополнительные материалы

  3) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед

      классом.

 

 

 

Дополнительные материалы.

 

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу – жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность, т. е.  все мужчины призывного возраста  служили в армии. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е.  из определенного  числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно большинство мужского населения страны не были обучены военному делу.

 

План Наполеона

 Всей массой войск вклиниться между русскими армиями, окружая каждую из них; разбить их в пограничных генеральных сражениях. Срок компании 1 месяц

 

 

 

 

 

2 группа

 

Наступление французской армии

 

1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункты «Смоленское сражение»,  «Назначение Кутузова

     главнокомандующим», документ «Из воспоминаний французского офицера»

2) изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту

4)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед

      классом.

 

 

Дополнительные материалы.

 

«Здесь приходит конец таким местам, где население за нас;  все готовы либо защититься, либо бежать; везде меня встречали неприязненно, с упреками и бранью. Никто ничего не хотел давать; мне приходилось брать самому, насильственно и с риском, меня отпускали с угрозами и проклятьями. Мужики вооружены пиками, многие на конях; бабы готовы к бегству и ругали нас так же, как и мужики (французский офицер Роос)

 

« 27-гоНаполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои магазины, разрушил мост, перекинутый через р.Вилию, и направился форсированным маршем к северу…» (И.Руа)

 

 

 

3 группа

 Бородинское сражение

1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункт «Бородино», документ «ИЗ заявления М.И.Кутузова.

    Август 1812 г.»

2) изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту и схему, картина «Совет в Филях»

4)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед

      классом.

 

Дополнительные материалы.

 

Кто победил в Бородинской битве?

Мнение историков

Документ 1.

«Чья это победа? На мой взгляд, ничья. Ни Наполеон, ни Кутузов не добились главных целей. Французский полководец намеревался разгромить русскую армию и заставить Россию заключить выгодный для него мир. Кутузов ставил задачей отстоять Москву» 

                                                                                                                                  Б.С. Абалихин

Документ 2.

«Победа моральная была бесспорна. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки большей, чем французской»                              

                                                                                                                                   Е.В.Тарле

Документ 3.

«То была победа нравственная, но еще оставалась нерешенной задача материальной победы над вторгнувшейся в Россию армию»

                                                                                                                                 А.З.Манфред

Документ 4.

«Действительно, с точки зрения материальной, Наполеон был вправе объявить себя победителем: он захватил все основные пункты русской позиции»

                                                                                                                                Н.А.Троицкий

Мнение современников

Документ 5.

«Французская армия расшиблась о русскую армию»                                     А.П. Ермолов

Документ 6.

«Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми»                                                                                                   Наполеон

Мнение писателя

Документ 7.

«Бородинское сражение есть лучшая слава русского оружия, есть победа… Прямым следствием Бородинского сражения было бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленский дороге, погибель 500-тысячного нашествия и погибель наполеоновский Франции, на которую первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духа противника».                                                                         Л.Н. Толстой

 

 

 

4 группа

Партизанское движение, герои войны

1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункт « Партизанское движение»

2) изучить дополнительные  материалы

3)  обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед

      классом.

 

Дополнительные материалы

                                               

                                            ДАВЫДОВ  Денис  Васильевич

(16.07.1784-22.04.1839 гг.)

вое­начальник, герой Отечественной войны 1812 г., поэт, писатель.

 

   Д. В. Давыдов родился в Москве в богатой дворянской семье, с детст­ва мечтал стать военным. Он полу­чил хорошее домашнее образование, в 1801 г. начал службу в Кавалер­гардском полку. Кроме интереса к военной службе, у него рано проявилось пристрастие к литературно­му творчеству. Он не боялся писать эпиграммы и стихотворения, в кото­рых высмеивал придворных и даже самого императора Александра I. Ос­трое перо сослужило Д. В. Давыдо­ву плохую службу. В 1803 г. за бас­ни «Голова и ноги» и «Река и зерка­ло» он был переведен из кавалергардов в Белорусский гусарский полк.

В 1806 г. с позволения императора Давыдова перевели в лейб-гвардии Гусарский полк. В 1807-1808 гг. мо­лодой офицер в качестве адъютанта генерала П. И. Багратиона прини­мал участие в войнах против наполе­ИИакой Франции и Швеции.

Отечественная война 1812 г. за­стала его в должности командира батальона Ахтырского гусарского полка. В августе 1812 г. Давыдов предложил Багратиону контролиро­вать движение французских обозов, которые следовали по Смоленской дороге от западных границ к Москвепочти без охраны. Получив под своюкоманду несколько сотен казаков и гусар, Давыдов начал громить и уничтожать французские обозы. Его действия оказались настолько успешными, что Кутузов регулярно стал направлять в тыл французов партизанские отряды. Отряд Давыдова успешно воевал у Вязьмы, под Ляховом, Копысом, Беличами. Его отряд освободил г. Гродно.

В 1813-1814 гг. Давыдов участво­вал в Заграничных походах русской армии. После войны он дослужился до начальника штаба 3-го пехотного корпуса. В 1822 г. вышел в отставку в чине генерал-майора. Три года спу­стя получил приглашение лично от нового императора Николая Iвер­нуться на военную службу. Прини­мал участие в русско-персидской войне 1826-1828 гг. и в подавлении польского восстания 1830-1831 гг.

Во время службы в армии он про­должал заниматься литературным творчеством: писал стихи, мемуары, историко-публицистические статьи. Его перу принадлежат работы «Опыттеории партизанских действий», «Дневник партизанских действий», «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 г.?» и др. Он по праву считается создателем оригинального стихотворного жанра – гусарской лирики, воспевающей романтику во­енной службы, удалую жизнь молодых офицеров. Д. В. Давыдов стал прототипом гусара Денисова в рома­не «Война и мир» Л. Н. Толстого.


 

 

 

СЕСЛАВИН Александр Никитич

(1780-25.04.1858 гг.)

 герой Отече­ственной войны 1812 г., генерал-лейтенант (1814 г.).

 

В 1798 г. А. Н. Сеславин окончил Артиллерийский и инженерный ка­детский корпус и служил в гвардей­ской конной артиллерии. Он участ­вовал в войнах с наполеоновской Францией в 1805-1807 гг. и русско-турецкой войне 1806-1812 гг. В на­чале Отечественной войны 1812 г. Сеславин был адъютантом командующего 1-й Западной армией генерала М. В. Барклая-де-Толли. Он участ­вовал в сражениях у Островно, под Витебском и Смоленском. В Бо­родинском сражении он вместе с Барклаем-де-Толли возглавил ата­ку кавалергардского и конногренадерского полков и отразил опасный прорыв неприятельской конницы. Из 12 адъютантов Барклая после этой атаки в строю осталось трое, и среди них капитан Сеславин.

В сентябре 1812 г. его назначили командиром партизанского отряда, действовавшего в районе г. Боров­ска. Именно Сеславин обнаружил направление отступления армии На­полеона из Москвы. Он оставил свой отряд в лесу и приблизился к дороге. Скрываясь за деревьями, он увидел, что по дороге движется французская армия, разглядел даже карету Напо­леона. Он немедленно сообщил в штаб М. И. Кутузова о выдвижении французских войск к Малоярославцу. Русские войска двинулись к городу наперерез французским войскам, Сеславин участвовал в пре­следовании отступающих неприятельских войск, содействовал ар­мейским частям в освобождении го­родов Вязьма, Борисов, Вильно.

Во время Заграничного похода рус­ской армии 1813-1814 гг. А. Н. Сеславин командовал гусарским пол­ком, вместе с которым он принял участие в Лейпцигском сражении в октябре 1813 г. За проявленную в этом сражении отвагу он получил чин генерал-майора.

В 1820 г. А. Н. Сеславин вышел в отставку, уехал на родину в село Есемово Ржевского уезда Тверской губернии, где и скончался в апреле 1858 г.

Дурова Надежда Андреевна

(1783 – 1866 гг.)

Первая в России женщина – офицер, писательница. В 1806 году выдав себя за мужчину, вступила в кавалерский полк, участвовала в войнах со Францией в 1807 и 1812-14 годах, ординарец М.И. Кутузова

 

 

5 группа

 

Отступление и гибель «Великой армии»

 

1) прочитать текст в учебнике в § 4 пункты «Тарутинский маневр», «Гибель «Великой армии»,

    документы  « Из воспоминаний современника о бесчинствах французов в Москве», «Из

    воспоминаний французского офицера», «Из воспоминаний адмирала П.В.Чичагова о

    переправе французов через Березину».

2). изучить дополнительные материалы

3) смотреть карту

4) обсудить материалы в группе, выбрать выступающего, подготовить выступление перед

      классом.

 

 

 

Дополнительные материалы.

Отступление французской армии

Документ 1.

«Мы прошли самую скверную и бесплодную дорогу; лошади, падавшие на дороге, тут же съедались»                                                                                 “Французский офицер Бонне”

Документ 2.

«Я никогда не буду в состоянии описать тебе положения, в котором мы находимся со времени выступления нашего из Москвы. Мы беспрестанно в тревоге от неприятеля и казаков, сопровождающих нас днем и ночью, среди мертвых и умирающих, без жизненных припасов и в местах, уже за три месяца совершенно разоренных»

                                                                                                    “Французский офицер Балари”

Документ 3.

«Провизия, взятая из Москвы, приходила к концу, каждый дрожал над своим провиантом и старался уединиться, чтобы съесть кусок добытого им хлеба. Наши лошади также страдали. Скверная солома, снятая с крыш домов, была их единственной пищей»

                                                                                                    “Французский офицер Лабом”

                                                                                                                      

 

 

Документ 4.

«К столь многочисленных бедствиям следует присоединить еще сонмы казаков и вооруженных крестьян, которые окружают нас. С каждым днем становиться все холоднее, и в скорее мороз должен соединиться с голодом, чтобы уничтожить нашу армию, эту армию, которая была столь прекрасною при переходе через Неман»

                                                                                                  “Французский офицер Франсуа”

Документ 5.

«Холод увеличивается, истощение солдат, еще ничего не евших, такого, что многие падают в обморок; другие почти не в состоянии нести оружие, но тем не менее желают боя, чтобы согреться, а может быть, надеются найти смерть, которая избавит их от этой долгой агонии»

                                                                                     “Французский офицер Ложье”

 

 

                                                               

 Приложение 4

 

                                                                       Найдите ошибки

 

Найдите в тексте все ошибки.

1. 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6  июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности.

Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр Iрешил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению.

 

 


Используемая литература:

 

1) Современные педагогические технологии в профильном обучении. О.Б.Даутова. О.Н.Крылова.

    Санкт – Петербург. 2006 г. Изд. КАРО

2) ж. Преподавание истории и обществознания в школе № 3 2005 г.

3) ст. Е.В.Саплина «Как сделать эффективным урок истории»

4) ст. Г.А.Русских «Технология развития критического мышления»

 

   

 

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика