Сценарий урока - игры 5 класс
Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на Формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения.
Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Игра для школьника – это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен и дат, географических названий, с которыми связаны исторические события
Игра развивает способности учащихся к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействия.
Уроки, с элементами игры и соревновательности, наиболее привлекательны для учащихся младших классов и оказываются наиболее результативными
Итоговый урок по курсу "История Древнего мира"
Тип урока:
повторительно-обобщающий.
Место урока в учебном плане:
урок проводится в завершении изучения курса истории Древнего мира. В ходе урока обучающиеся выполняют задания для решения, которых необходимо знать: исторических деятелей истории Древнего мира (как живших, так и героев мифов и легенд); историческую терминологию; уметь объяснить значение крылатых выражений, с которыми знакомились на занятиях; географическое положение и название основных географических объектов стран, древняя история которых изучалась на уроках.
Цели:
Образовательная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу Истории Древнего мира. Закрепить формирование исторических понятий и знания персоналий истории Древнего мира. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Развивающая – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Воспитательная – Воспитывать любознательность и интерес к истории.
Класс разделён на 3 команды. Учащиеся придумывают название команды и девиз, выбирают командира, который участвует в жеребьевках и руководит работой команды.
Сообщаются условия проведения турнира и система начисления баллов. Таблица начисления балов располагается на доске. В состав жюри входят преподаватель - организатор, библиотекарь и специалист по воспитательной работе.
Задание №1. Разминка
- Какие два алфавита дали начало всем алфавитам в мире, в том числе и нашему? (Ответ: Финикийский и арабский)
- Как в Афинах называли укреплённую верхнюю часть города, расположенную на крутом холме высотою до 100 метров? (Ответ: Акрополь)
- В каком древнем государстве была создана система шадуфов для подъёма воды при посевов? (Ответ: В Египте)
- Как звали мифического певца, искусным пением и игрой на карифе, которого заслушивались не только смертные, но и боги. (Ответ: Орфей)
- Какое древнее государство в Малой Азии называлось женским именем? (ответ: Лидия)
- Вряд ли разумно надеть сразу два головных убора. Однако один египтянин именно так и пожелал поступить. Кто этот египтянин? (Ответ: Фараон. После объединения Южного и Северного Египта он носил двойную корону)
- За что нужно поставить памятник Прометею? (Ответ: дал людям огонь)
- Какая книга была самой большой ценностью для Александра Македонского? (Ответ: поэма Гомера «Илиада»)
Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ.
Задание №2. Конкурс капитанов.
Из предложенного списка имён, известны из истории Древнего мира, выберите в левую колонку имена тех, кто был историческим лицом, а в правую – имена тех, кто известен из Мифов – сказаний о богах и вымышленных героях!
Хеопс, Дионисий, Апполон, Геродот, Сет, Хаммурапи, Солон, Прометей, Зевс, Гомер, Посейдон, Ахиллес, Геракл, Кир, Одиссей, Дарий Первый, Тутмос, Конфуций.
Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ, дополнительные 2 балла за скорость.
Задание №3. Конкурс командам
Пока капитаны выполняют задания, командам предлагается поучаствовать в другом конкурсе.
Кто из героев мифов мог бы сказать о себе такие слова?
- Благодаря мне жилища людей стали светлым в самые тёмные вечера. Я помог им побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?
- Увы, память моя ослабела. Теперь по прошествии стольких лет я сам, построивший это удивительное сооружение, заблудился бы в нём и не нашёл бы выхода. О, если бы вы знали, сколько там коридоров, лестниц, комнат! Сколько ложных ходов и тупиков.
- До сих пор болят кости и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!
- Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я хотел, чтобы этого не произошло!
- Я люблю свою мать и люблю мужа! Но на сердце моё развивается от того, что я не могу жить одновременно с ними обоими!
Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ.
Задание №4. Термины
Каждой команде раздаётся листы с заданием.
Выберите правильные ответы на ваши вопросы и предложенных.
|
|
|
Ответы: Христианство; Пошлина; Оратор; Ветераны; Атлет; Пирей; Амфоры; Верфи; Керамика; Эллада; Театр; Педагог; Апостолы; Стиль; Портик; Трагедия; Палестра; Орхестра; Иуда; Триера; Стратег; Фаланга; Рим; Хитон; Клио; Триумф; Аттика; Пираты; Лакония; Ипподром; Весталка; Ника; Олимп; Арка; Легионер; Сенат; Термы; Варвары; Республика; Консулы; Эллины; Агора; Комедия; Обсерватория; Патриции; Форум; Гладиаторы; Амфитеатры; Колизей; Церкви;
Оценивание: по 1 баллу за правильный ответ.
Задание №4. «Мысли «мудрых».
Пока жюри подводит итоги, участникам предлагается игра «Согласен – не согласен».
Суть игры: если учащиеся согласны с зачитанным утверждением, они дружно хлопают, если не согласны – вертят головами.
Упражнения.
- Клио – богиня истории
- Родина демократии – Китай
- Гефест – бог кузнечного дела.
- Бумагу изобрели в Египте.
- Конфуций – Древне – Египетский мудрец
- Законы Хаммурапи были написаны на свитках папируса.
- Пирамида – дворец фараона
- Зевс – бог грома и молнии.
- Олимп – гора в на Пелопоннесе.
Оценивание: не оценивается
Задание №5 География
Распределите географические названия между странами.
Египет |
Междуречье |
Индия |
Китай |
Греция |
Рим |
|
|
|
|
|
|
Географические названия:
о.Крит; Ганг; Спарта; г.Олимп; Хуанхэ; Балканский полуостров; Апеннинский полуостров; Нил; Фивы; полуостров Индостан; Пирей; Тигр; Янцзы; Марафон; Инд; Тибр; Средиземное море; Красное море; Евфрат; р.По; Эгейское море; Вавилония; Пиренеи; Мемфис; Ур; о. Сицилия; Урук; Персидский залив; Вавилон; Карфаген; Гималаи; Альпы; Вавилон; Двуречье; Аравийское море; Хуанхэ; Пекин; Лаконика; Ассирия; Аттика; Афины; Марсово поле; Пелопоннес; о.Корсика; о.Итака; Троя; Микены; о. Сардиния; Рим; Галлия.
Оценивание: по 1 баллу за верный ответ.
Задание №6 Крылатые выражения
Пока жюри подводит итоги, мы предлагаем вам заработать дополнительно баллов. Для этого нужно первым поднять руку и правильно объяснить смысл крылатого выражения.
- Яблоко раздора.
- Ахиллесова пята.
- Троянский конь.
- Между Сциллой и Харибдой.
- Разрубить гордиев узел.
- Гуси Рим спасли.
- Перейти Рубикон.
- И ты, Брут!
- Ткань Пенелопы.
- 30 серебряников.
- Валтасаров пир.
- От альфы до омеги.
- Нить Ариадны.
- Ганнибалова клятва.
- Пиррова победа.
Заключение
Жюри оглашает итого подсчёта баллов. Награждение победителей.