Get Adobe Flash player
Главная Web-страницы учителей Жукова Людмила Евгеньевна Мастер-класс "Проектирование учебной темы в режиме технологии уровневой дифференциации"

Мастер-класс "Проектирование учебной темы в режиме технологии уровневой дифференциации"

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Проектирование учебной темы в режиме технологии уровневой дифференциации»

     Дифференциация образовательного процесса создает оптимальные условия для выявления задатков, развития, интересов и способностей учащихся, предусматривает усвоение программного и внепрограммного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарта).
     С опытом работы по данной технологии неоднократно делилась с учителями предметниками своей школы, на районном и окружном методических объединениях учителей математики, была победителем районного конкурса материалов передового педагогического опыта, отмечена Дипломом по итогам областного конкурса педагогических инноваций, участвовала в окружном конкурсе учитель года, где на открытом уроке, в представлении проекта, мастер-класса использовала технологию уровневой дифференциации.
     Несмотря на трудности и проблемы:
- отсутствие комплектов заданий различных уровней для класса с углублённым изучением математики,
- большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков в режиме технологии уровневой дифференциации,
- необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика,

уже заметны следующие результаты: наблюдается положительная динамика перехода учащихся на более высокий уровень, достаточно высокий качественный показатель по предмету, активное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.

     Моя задача показать, как посредством уровневой дифференциации
- учебное содержание становится предметом активных действий ученика,
- максимальное время отводится на самостоятельную работу,
- ученик обучается самореализации, самоконтролю, самооценке,
- создаются условия для достижения учащимися стандарта образования и продвижения его на более высокий уровень.

Этапы разработки темы:

I.   Провожу диагностику уровня обучаемости (т.е. необходимо знать, кого учить).

II.  Анализирую содержание учебного материала, выделяю основные дидактические единицы, прогнозирую результат, формирую уровневые цели и задачи образовательной деятельности учащихся на учебном материале темы (т.е. определить, чему учить), классифицирую материал по уровням.

III. Тему делю на блоки. Проектирую типы уроков (уроки сдвоенные).

IV. Составляю технологические карты, в которых отражаю структуру уроков с учетом уровня обучаемости учащихся, необходимого темпа обучения и формы организации учебной деятельности в соответствии с типом и структурой уроков, обеспечивающих включение учащихся в систему самостоятельных работ обучающего и контролирующего характера, систему творческих заданий (т.е. запланировать, как учить).

Уроки І и ІІ блоков однотипны.
Рассматриваю уроки одного из блоков и только те моменты, где просматривается уровневая дифференциация.
Особенности проведения урока изучения и первичного закрепления новых знаний: С целью активизации познавательной деятельности выделяю группу ребят, которые самостоятельно изучают теорию по учебнику. С остальными проводится беседа по отработке определений, понятий. Отрабатывается теория через видовое отличие и сходство. Далее со всеми учащимися теорию оформляем в опорные конспекты. На этом же уроке проводится первичное закрепление, типичным средством которого является тетрадь на печатной основе.
Особенности проведения комбинированного урока: 1 час – работа в парах (ученики с одинаковым предметным развитием и темпом работы). Ребята отчитываются друг другу по теории. Затем проверяю уровень усвоения (тестовая работа). 2 час – работа в группах. Перед формированием групп выясняю межличностные отношения, чтобы внутри группы была благоприятная обстановка для работы. Смысл дифференцированной работы на этом уроке – научить каждого ученика решать задачи І уровня. Командир группы ведет лист учета работы каждого ученика.

Особенности проведения урока комплексного применения знаний: Группы одноуровневые. С одной группой отрабатываю навыки решения задач І и ІІ уровня.Решаем довольно медленно, анализируя условия, составляя ход решения,  выбирая формулы и т.д. Вторая группа работает полусамостоятельно. Третья группа решает самостоятельно задачи II и III уровней с небольшой консультацией. Домашнее задание после этого урока дается дифференцированно, I, II, III уровня.

ІІІ блок
Урок обобщения и систематизации знаний: 1 час – работа в парах. Повторная проверка теории. Тестовая работа уже другого характера. 2 час – работа в группах. Группы разноуровневые. Отрабатываются комбинированные задачи II и III уровней.На данном уроке каждому ученику выдается рабочая карта.

V.  Реализую образовательный процесс с обязательным анализом конечных результатов обучения и осуществлением контроля полученных знаний (осуществить задуманное, провести контроль, коррекцию результатов)
Урок контроля и коррекции знаний провожу в форме зачета и контрольной работы. При их составлении использую таблицу определения уровня обученности учащихся по технологии уровневой дифференциации.Подготовку к зачету начинаю за две недели. Ученикам даю вопросы по теории, обговариваю примерные задачи, которые выносятся на зачет.

 

Схема проведения зачета

1) Учащимся предоставляются карточки трех уровней (А, В, С)

1 уровень – карточки желтого цвета - содержат задания базового уровня, соответствующие стандарту образования.

2 уровень – карточки зеленого цвета - задания повышенного уровня (конструктивного).

3 уровень – карточки красного цвета - содержат задания более высокого уровня (творческого).
На каждой карточке указан параграф и номер задания.

2) Учащиеся сами выбирают уровень карточки и должны решить хотя бы по одному заданию из каждого параграфа.

3) Записывают на карточке свою фамилию и результат: «+» - найдены ответы на оба вопроса
«-» - ни один ответ не найден, «+-» - на первый или второй вопрос не получен ответ.

4) Сверяют решение с таблицей ответов.

В ходе зачета заполняется накопительная ведомость.По накопительной ведомости можно сделать вывод об уровне усвоения учащимися данной темы, о готовности их к контрольной работе, о переходе отдельных учеников на новый уровень обученности.
После небольшой консультации провожу двухчасовую разноуровневую контрольную работу.


Элемент технологии проведения зачета обыграем на теме «Проценты», 5 класс. (смотри вложение)

Итак, я считаю, что используемая мною технология уровневой дифференциации позволяет добиться прогнозируемых результатов. Программа базового уровня усваивается всеми учениками. Наблюдается положительная динамика перехода учащихся на более высокий уровень. На подобных уроках создаются условия для формирования толерантности, взаимопомощи, сотрудничества.

Сейчас вы должны составить карточки по 3-м уровням для параграфа 2: «Нахождение процента от числа».

Проводим обсуждение авторских моделей занятия.

Поднимите руки те, кому понятна данная технология?
Подумайте и скажите, могут ли данной технологией воспользоваться другие учителя-предметники и почему?

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика