Get Adobe Flash player
Главная Web-страницы учителей Жукова Людмила Евгеньевна Обобщение опыта "Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации"

Обобщение опыта "Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации"

 Тема проекта:
«Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации в классе с углубленным изучением математики»


В настоящее время в школе происходят значительные изменения, связанные с модернизацией общего образования. Основные задачи модернизации Российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности.
Реализуются эти задачи через:
- переориентацию на компетентностный подход,
- непрерывное самообразование,
- овладение информационными технологиями,
- умение сотрудничать и работать в группах,
- переход на профильное обучение в старшей школе,
- введение новых образовательных стандартов,
-     формирование независимой системы оценки результатов обучения.
Таким образом, школа должна научить учиться, предоставить учащимся возможность самообучения, саморазвития и самосовершенствования, несмотря на то, что как свидетельствует практика, происходит снижение интереса учащихся к математике, столь востребованной в процессе инновационного развития экономики, происходит снижение качества образования.
На основе опыта работы в течение 26 лет и 8 лет работы в классе с углублённым изучением математики, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий:
-     между преобладающими в учебном процессе фронтальными формами обучения, объяснительно-иллюстративным характером преподавания и личностно-деятельностным характером учения и усвоения знаний,
-     между сложностью предмета, возросшими программными требованиями и разным уровнем реальных учебных возможностей детей,
-     между единообразием технологии обучения и необходимостью дифференциации образования.
В ходе решения противоречий приходишь к выводу, что один из путей повышения качества образования по математике в современных условиях – применение технологии уровневой дифференциации в обучении.

Проблема, над которой работаю – «Повышение качества образования по математике в классах с углубленным изучением посредством уровневой дифференциации».
Цель, стоящая передо мной – выявление влияния использования технологии уровневой дифференциации на качество образования по математике.
Объектом исследования стал образовательный процесс на уроке. Предметом исследования – качество образования по математике.
Выдвигаю гипотезу, что если образовательный процесс на уроке математики строить посредством технологии уровневой дифференциации, то реализуются требования к современному качеству образования, определенные Концепцией модернизации российского образования, федеральным компонентом государственного стандарта.

Цель исследования определила следующие задачи:
1.    Изучить теоретические основы технологии уровневой дифференциации:
-     развивающего обучения Л.В.Выготского, Л.В.Занкова,
-     поэтапного формирования умственных действий Т.Я.Гальперина,
-     развитие индивидуальных способностей Б.М.Теплова, А.А.Бударного,
-     дифференцированного обучения И.Э.Унт, В.Г.Болтянского,
-     разные уровни усвоения учебного материала Б.Блума, П.И.Третьякова, И.Я.Лернера.
2.    Разработать и реализовать программу деятельности по освоению технологии уровневой дифференциации и повышения качества образования на основе данной технологии.
3.    Разработать систему диагностики, критерии результативности.
4.    Осуществить диагностику (стартовую, промежуточную, итоговую).
5.    Проанализировать полученные результаты, наметить перспективы.

Прогнозируемый результат:
1.    Сформированность ключевых компетентностей
2.    Умение решать задачи повышенной сложности, нестандартные задачи.
3.    Наличие устойчивого интереса к математике.
4.    Достижение оптимальных результатов обучения при итоговой аттестации.

Критерии результативности:
для учащихся:
    Повышение уровня воспитанности, мотивации учебной деятельности учащихся.
    Повышение уровня обученности, соответствие его уровню обучаемости.
    Увеличение числа школьников, принявших участие в школьных олимпиадах, в интеллектуальных конкурсах, и их результаты.
    Преодоление неуспеваемости и рост качества знаний по итогам полугодовых срезовых работ и зачетов, промежуточной аттестации.
    Продолжение образования после окончания школы, конкурентоспособность при поступлении в вузы и техникумы.
для учителя:
    Включение в инновационную деятельность, обобщение и демонстрация опыта на школьных, районных, окружных методических объединениях.
    Удовлетворенность результатами педагогической деятельности.
для родителей:
    Удовлетворенность организацией образовательного процесса и итогами обучения школьников по математике.

Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса – это средство ориентации на личность учащихся, более полный учет интересов, склонностей, способностей.
При дифференцированной работе нужно, в первую очередь, учитывать способности учащихся: обучаемость, т.е. умственные возможности; учебные умения; обученость, которая состоит как из программных знаний, умений и навыков, так и внепрограммных.
Поэтому различают три уровня усвоения математики: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.
Современный урок требует использования современных технологий, наиболее эффективной из которых является технология уровневой дифференциации.
Под уровневой дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым уровнем общеобразовательной подготовки, являющимся государственным стандартом, имеет право и гарантированную возможность в соответствии со своими склонностями и способностями достигать более высокого уровня подготовки. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или продвигаться дальше.
Различают три типа дифференцированных программ:
1.    Базовый стандарт – требует многократного повторения, вычленения главного, знание приемов запоминания.
2.    Продвинутый уровень – помимо конкретных базовых знаний вводятся дополнительные сведения, которые расширяют материал первого уровня, увеличивают объем сведений.
3.    Творческий (углубленный) уровень – осознание и творческое применение знаний, овладение основным программным материалом на более высоком уровне, изучение содержания курса с различным уровнем полноты.

Различают две формы дифференциации: внутреннюю и внешнюю.
Учащийся сам выбирает объем и глубину усвоения учебного материала, учитывая свои способности, интересы, потребности. Достижение обязательных результатов обучения при таком подходе является объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика:
-     усилия направляются на овладение материалом на более высоком уровне,
-     продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений,
-     увеличивается возможность работы с сильными учениками,
-     отпадает необходимость постоянно «разгружать» программу,
-     снижается общий уровень требований.
Существует ряд важных условий, которые необходимы для успешного осуществления уровневой дифференциации:
-    Выделенные уровни усвоения материала должны быть открытыми для учащихся. Для поуровневой постановки целей применяют таксономию Б.Блума.
-    Уровень обучения должен быть значительно выше, иначе и уровень обязательной подготовки не будет достигнут.
-    В обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням.
-    Добровольность в выборе уровня усвоения.
Учебную деятельность в условиях уровневой дифференциации можно организовать различными способами. Способы организации учебной деятельности разделяются на три крупных блока: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа.
В соответствии с уровневой дифференциацией существуют различные формы и методы в обучении математике.

Этапы реализации проекта

I.    ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (2007 год) – изучение теории и опыта по проблеме повышения качества образования, использования технологии уровневой дифференциации. Это:
    Анализ деятельности школы по дифференцированному обучению, поиск системы обучения, выход на углубленное изучение предметов.
    Изучение программ углубленного изучения по математике, выбор учебно-методической литературы, учебно-дидактических материалов.
    Изучение теории уровневой дифференциации.
    Поиск эффективных методических путей организации учебного процесса в классах с углубленным изучением предметов при сдвоенных уроках.
    Изучение структуры учебного содержания, построение уроков с применением уровневой дифференциации.

II.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП – разработка программы деятельности по освоению технологии уровневой дифференциации в классе с углубленным изучением предмета и повышению качества образования.
На данном этапе:
1.    Изучение особенностей проектирования урока в системе дифференцированного обучения, формирование навыков управления учебным процессом на уроке,
т.е. необходимо
    изучить типы уроков, особенности выстраивания уроков
в системе дифференцированного обучения,
психологические особенности учащихся,
    выявить уровень обучаемости,
    проанализировать содержание учебного материала по темам, спрогнозировать результат,
    выбрать методы и средства обучения,
    проектировать урок с учетом возможностей учащихся, ориентируясь на достижение государственного стандарта и требование программы углубленного изучения.
2.    Планирование системы контроля за качеством усвоения программного материала.
3.    Разработка учебной темы. Выстраивание системы уроков по данной теме.
4.    Построение образовательной программы с отражением уровневой дифференциации учебного процесса, выделением системы целей и требований к уровню обязательной  подготовки и углубленному уровню.

III.  ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
1.    Контроль за выполнением программ углубленного изучения (самостоятельные работы, контрольные работы, зачеты, срезовые работы, переводные экзамены) по математике.
2.    Использование диагностики обучаемости, обученности учащихся.
3.    Отслеживание динамики образовательного процесса, уровня обученности и качества знаний учащихся.
4.    Дополнительное образование (кружки и факультативы, элективные курсы, направленные на подготовку поступления в вузы, на подготовку участия в олимпиадах, конкурсах).
5.    Методическая работа по теме:
    Работа над личной методической темой «Повышение качества образования по математике посредством технологии уровневой дифференциации».
    Разработки уроков с использованием элементов уровневой дифференциации.
    Выступления на школьном, районном методическом объединении учителей математики:
1)     Разработка программы по предпрофильному обучению в 9 классе,  2008 г.
2)     Особенности работы по углубленным программам,  2007 г.
3)     Подведение итогов опыта работы по элективным курсам по математике в 9 классе, 2009 г.
    Выступление из опыта работы «Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации в классе с углублённым изучением математики» на окружном семинаре учителей математики.

IV. Контрольно-оценочный этап (2011 год) – анализ результативности проекта «Управление качеством образования посредством технологии уровневой дифференциации в классе с углублённым изучением математики»

Несмотря не трудности и проблемы:
-     отсутствие комплектов заданий различных уровней для класса с углублённым изучением математики,
-     большие затраты времени на составление заданий, планирование уроков в режиме технологии уровневой дифференциации,
-     необходимость подготовки материала на печатной основе или в компьютерном варианте для каждого ученика,
уже заметны следующие результаты:
 
Наблюдается:
-     положительная динамика перехода учащихся на более высокий уровень,
-     достаточно высокий качественный показатель по предмету,
-    активное участие школьников в предметных олимпиадах и конкурсах.

Достигнутые результаты иллюстрируют положительную динамику в образовательном пространстве, организованном по данной технологии, что позволяет планировать желаемые результаты:
-     наличие индивидуальных образовательных траекторий, их реализация на основе личностно-значимых целей,
-     достижение устойчивого эмоционально-позитивного отношения к изучению математики,
-     расширение сферы учебной и конкурсной деятельности учащихся,
-     создание благоприятной образовательной среды, способствующей освоению учащимися углубленного курса математики

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика