Get Adobe Flash player
Главная Ими гордится школа "Я знаю, что ничего не знаю". В.А.Курзенев

"Я знаю, что ничего не знаю". В.А.Курзенев

«Не каждый день можно увидеть в Кикнуре профессора, надо рассказать о нём читателям», - подумала я, когда в День юбилея посёлка на праздничную сцену для поздравлений поднялся Владимир Анатольевич Курзенев, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, преподаватель Санкт-Петербургского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России.

Владимир Анатольевич Курзенев

Â

В оранжевой рубашке и светлой курточке-ветровке, он шёл по коридору редакции уверенной походкой. Первым делом весело спросил, помним ли мы свои девичьи фамилии. «Конечно», - дружно ответил наш женский коллектив. «Хотел бы знать, живёт ли в Кикнуре кто-нибудь из Алканки. Я там родился, вот фамилии и спрашиваю», - объяснил Владимир Анатольевич. Так после непринуждённого знакомства исчезли мои страхи от предстоящей беседы с профессором.



Он родился за два года до начала Великой Отечественной войны:

«Помню, как уходил отец на фронт, как мама несла на руках младшую сестру Лию. Как голосила бабушка, а мама суровая была, не плакала. Ночью слышались глухие удары – говорили, что это немцы бомбят Нижний Новгород. Про день Победы нам сказала женщина по имени Августа. Из домов выбежали, - радоваться бы надо! - а все опять плакали. Вскоре мужики стали возвращаться, многие – инвалидами.

Пришёл и мой отец, его сразу выбрали председателем колхоза. День и ночь пропадали родители в поле, до нас никому дела не было. В засушливое лето мы ходили собирать клеверные кашки. Кашку сушили, добавляли муки – сестра называла это «хлеб с палками». В лучшем случае ели жмых – дурандой называется, чуть сладенький. Жуткое время!

В 46-ом мне исполнилось 7 лет, но в школу не отпустили – слабый был. В те времена больше четырёх классов никто не учился - работали».

Началом пути в науку, как у всего старшего поколения, стала для Владимира Анатольевича деревянная парта с чернильницей:

«Школа была двухлетней в нашей деревне. Третий класс я окончил в Кряжевской школе, это в четырёх километрах от Алканки. На четвёртый пришлось переехать в деревню Большая Лыжня: после укрупнения колхозов отца перевели туда председательствовать. Пятый класс начал в Потняке, окончил в Турусинове. Экзамены переводные сдал все на пятёрки. Помню похвальную грамоту, с портретами Ленина и Сталина. С шестого до десятого учился в Кикнуре, потому что колхозов стало гораздо меньше, и отца перевели в районный сельхозотдел».

Однажды учителя организовали для учеников поездку в город Уржум, на родину С.М.Кирова. До областного центра ехали поездом, потом – на теплоходе. Вот тогда-то увидели деревенские мальчишки речников в красивой форме – романтика! И после 7 класса подались многие в Горький, поступать в речное училище. Владимир не прошёл по зрению и поехал в Ленинград, где жил брат его бабушки - дядя Вася. Там двоюродная сестра уговорила - учись в школе дальше, у тебя получается. Приехал путешественник обратно. Получил от отца взбучку, что без результата потратил деньги. И затаил в душе другую мечту – учиться в Ленинграде, городе-сказке.

Обеим мечтам парня суждено было осуществиться. Без экзаменов, поскольку был он золотым медалистом, поступил на конструкторский факультет Ленинградского кораблестроительного института. Кстати, стал вторым, после Вероники Долгополовой, золотым медалистом Кикнурской средней школы. В 1963 году после окончания института распределился в Реутово, в закрытое учреждение по разработке космических исследований. Было желание поступить в аспирантуру, но вдруг весь студенческий выпуск призвали в армию - по принятому в хрущёвские времена постановлению. Три года прослужил Владимир на дальневосточном острове Русский, после чего был принят в НИИ электроники, что опять же под любимым Ленинградом. Проработал в нём 24 года, пройдя путь от старшего лейтенанта до капитана I ранга. В 1992 году защитил докторскую диссертацию.

Владимир Анатольевич стал рассказывать мне о радиолокации. Я настраиваюсь на учёный лад и - удивительное дело - кое-что понимаю. О диапазоне волн, о системе освещения подводной обстановки. Расширение кругозора никому ещё в жизни не помешало! А то ведь забыли, отчего ракеты взлетают и почему корабли плавают.

Ещё мы говорим с учёным об интегралах и принципах подобия, здравом смысле и закономерностях хаоса. Мне интересно. «В стремлении к познанию люди делятся на несколько категорий, - говорит Владимир Анатольевич, - и осознание того, что знаешь мало, даёт мотивацию, побуждение к действию». А слова, выведенные мною в заголовок, принадлежат великому Сократу. Вы, уважаемый читатель, так про себя скажете? Если да - это хорошо.

С 1992 года наш учёный земляк преподаёт на кафедре бизнес-информатики, математики и статистических методов. Им подготовлены более 20 кандидатов наук, написано более 180 научных трудов, девять монографий, имеются пять авторских свидетельств на изобретения и знак «Основатель научной школы». Он неравнодушен к музыке, посещал кружок народного инструмента и игры на баяне. Баян любил и отец, а старший брат по этой части слыл в Алканке первым парнем на деревне.

В Кикнуре Владимир Анатольевич бывает нечасто – дела, работа, семья. Все трое его детей и жена – люди тоже учёные. В нынешний приезд он остановился у родственников – в семье Прокудиных.

Профессор признался, что, когда слышит «Позови меня на закате дня» в исполнении Николая Расторгуева, может растрогаться до слёз, потому что любит малую родину и ждёт с ней встреч.

Милитина СЕМЁНОВА

 

Ссылка работает только в локальной сети школы

Вход

Статистика