Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

      К  170 - летию Кикнурской средней школы

В.Курзенев
 
В.Курзенев

Очень приятно, что «Сельские огни» в преддверии грядущего юбилея школы предоставляют её бывшим ученикам замечательную возможность рассказать об истории становления КСШ. Хочу внести в это свой вклад.

Мы - «гэшники»

В сентябре 1952 года я стал учеником 6 «г» класса Кикнурской средней школы, всего шестых классов было шесть. Нашим классным руководителем была Мария Терентьевна Решетникова. Она вела историю, очень внимательный и организованный педагог.

Физику преподавал демобилизованный офицер Юрий Владимирович Лихачёв, математику - Антонина Ивановна Новокшонова, русский язык и литературу - Галина Сергеевна Шарыгина, ботанику - Григорий Георгиевич Долгополов, географию - Нина Михайловна Петрова, немецкий - Зоя Демидовна Бородина. Директором школы являлся Пётр Иосифович Халтурин.

Все учителя были профессионалами в своём деле. Нина Михайловна Петрова, несмотря на внешнюю строгость, требовательность сочетала с добротой и отличным знанием географии. А вот огромного, двухметрового, Григория Георгиевича, неповторимого в своей любви к предмету, ученики слегка побаивались.

В новом коллективе меня приняли хорошо. Среди нас, 30 человек, была целая группа девочек из детского дома. Фамилии детдомовских помню хорошо, а вот имена - не очень.

Из ребят класса выделялись Геня Серков, Витя Шерстков, Коля Ивашкин, Слава Кандаков, Лёва Кожевников, Ваня Фокин. С Геней Серковым и Славой Кандаковым мы подружились. В целом учиться было интересно.

Из событий того времени запомнилась смерть И.В.Сталина. Люди плакали, не скрывая слёз. По этому поводу в школе состоялся траурный митинг.

После окончания учебного года школой была организована экскурсия в Киров и Уржум. На родину С.М.Кирова из областного центра мы добирались теплоходом по реке Вятке. Мальчишки нашей группы зачарованно смотрели на командный состав теплохода. Всем хотелось быть похожими на ладных, одетых в красивую форму речников. В Уржуме мы встречались с Елизаветой Мироновной, сестрой Кирова, с Александром Самарцевым, его другом детства. Впечатлений - море.

В седьмом классе появились новые предметы. Например, Конституция СССР, которую преподавал неутомимый Виктор Алексеевич Шарыгин. У него возникла идея создать в Кикнуре краеведческий музей - ученики рьяно принялись за дело. Собирали различные документы и экспонаты, записывали воспоминания пожилых людей об истории нашего края. Но, кроме исторического кружка, мне нравился математический.

Наши педагоги не ограничивались учебниками

Восьмых классов было уже четыре. Наш - 8 «в». Его основу составляли ученики, которые закончили 7 «г». Но ещё пришли выпускники семилетних школ из Беляева, Макарья, Потняка, Турусинова и Цекеева.

Новичками были Володя Красилов и Лёня Новокшонов из Беляева, Вася Зайцев, Лида Головина и Аля Клюжева из Макарья, Галя Корякина из Крестов, Манефа Белякова из Цекеева.

Появились и новые учителя. Немецкий язык преподавал добрейший Иван Иванович Халтурин, а математику - Дмитрий Арсеньевич Коршунов - гроза всех, кому дисциплина давалась трудно. У него была своя методика преподавания. Новый материал он излагал не по учебнику, а по-своему.

По геометрии, например, опрос проводил по изменённому чертежу. В любом месте мог задать вопрос «Почему?» Если отвечающий замешкался, то поднимал для ответа другого ученика. Если и тот не отвечал сразу - поднимал следующих, пока кто-то из учеников не давал правильного ответа. Тогда он говорил последнему: «Садис, пят». Остальным: «Садитес» (у него все окончания были твёрдыми). И так - до завершения доказательства.

Класс в течение всего урока был в напряжении. Сам Дмитрий Арсеньевич очень переживал, что не успевал реализовать запланированное на урок, выдержка ему изменяла, и он не мог скрыть своего раздражения - бросал карманные часы на стол.

Ученики его боялись, пока не побывали с ним на уборке колхозной картошки - узнали педагога как очень деликатного и доброжелательного человека. Для нас стало огромной новостью, что Дмитрий Арсеньевич воевал, раненым оказался в плену, прошёл через концлагеря и сохранил в себе душевные силы, необходимые учителю. Его метода преподавания приносила плоды - подавляющее большинство учеников математику знали неплохо.

Литературу и русский язык вела опытнейшая Мария Семёновна Шарыгина. Она стремилась к тому, чтобы ученики не ограничивались учебниками, а приобщались к литературным журналам и критике. Запомнился забавный случай, когда она задала вопрос классу:

- «Кто читал рассказ Горького «Старуха Изергиль»?»

Коля Клявин её переспросил:

- «Старуха из чего?»

Реакция класса понятна - смех!

И даже в девятом классе ученики всё ещё оставались детьми и позволяли себе шалости. Как-то перед уроком химии дежурный принёс препараты, среди которых был натрий под жидкостью. Кусочек этого активного металла выловил круглолицый Валера Коробов и отпустил в чернильницу на преподавательском столе.

Пошла химическая реакция, раздалось шипение, а затем оно стихло. Валера заглянул в чернильницу. В этот момент раздался хлопок - лицо новоявленного химика окатило фиолетовыми чернилами. А в это время в класс вошёл учитель. Немая сцена. Затем взрыв хохота…

Девятый класс: уроки, кружки, досуг

Девятый класс снова принёс некоторые изменения. Черчение у нас стал вести Игорь Васильевич Малышев. Мне нравились чёткие, строгие линии на чертежах. Как-то за чертёж в аксонометрии Игорь Васильевич меня похвалил, сказав:

- Быть вам инженером.

Тогда я, возможно, впервые задумался: не попытаться ли поступить в технический вуз?

В школе были организованы различные кружки по освоению техники. Большой интерес у ребят вызвал автомобильный кружок. Его вёл главный механик МТС Виктор Иванович Туранов.

Кружком по линии ДОСААФ руководил энтузиаст военного дела, наш преподаватель Юрий Владимирович Лихачёв. Под его началом практически из металлолома была собрана «полуторка» ГАЗ-ММ, на которой многим из нас удалось проехаться.

В девятом классе мы уже проводили вечера самодеятельности. В школе открылся собственный клуб. Участвовали мы и в районных смотрах.

Летние каникулы 1956 года начались с интересной экскурсии в Ленинград. Поездку организовала школа. Из нашего класса в поездке был Геня Серков. Из 9 «б» класса Юра Малышев, а из 8 «а» Юра Краев - школьный поэт. Были в нашей группе и девчата. Из 9 «а» - Лия Шарыгина, из 9 «б» - Лида Лежнина, а также несколько девчат из восьмых классов.

9 класс 1956 года. Экскурсия в Ленинград.
 
9 класс 1956 года. Экскурсия в Ленинград.

Ленинград на всех произвёл сильное впечатление. Мы побывали в Эрмитаже и Петропавловской крепости, Военно-Морском и Военно-Артиллерийском музеях, музеях Суворова, Кирова, в Казанском соборе, посетили Петродворец и другие достопримечательности. На обратном пути в Москве посетили ВДНХ.

Выпускники юбилейного, двадцатого, выпуска

Десятый класс мы встретили заметно повзрослевшими. Появилось ощущение ответственности: старше нас в школе учащихся уже не было.

Выпускники 1957 года Кикнурской средней школы.
 
Выпускники 1957 года Кикнурской средней школы.

В связи с переездом Д.А.Коршунова математику в нашем классе стала преподавать Клавдия Фёдоровна Минеева. Это был учитель совершенно другого плана, нежели Дмитрий Арсеньевич. Но, надо сказать, её стиль преподавания тоже замечательный - строгость и логичность во всём, аккуратность в формулировках и в высказываниях, требовательность, справедливость и доброжелательность. Она стала у нас классным руководителем.

Мне очень нравились её уроки, как и уроки Виктора Васильевича Минеева, преподававшего астрономию. Это был очень достойный человек. Ему удавалось сочетать требовательность и сарказм с чувством юмора. Умел скрывать раздражение - с ним было всегда легко и спокойно.

По физике тоже появился новый преподаватель - молодая выпускница Кировского пединститута Нина Николаевна Шустина (Уланова).

Во втором полугодии Клавдию Федоровну Минееву назначили завучем школы, а классным руководителем нашего 10 «В» стал добрейший Иван Иванович Халтурин, высоко порядочный человек, скромный, трудолюбивый и отзывчивый. Но его доброта была такова, что не позволяла проявлять жёсткую требовательность. Поэтому ученики его очень любили, но предмет Ивана Ивановича - немецкий язык - знали неважно.

Практически все десятиклас-сники понимали, что скоро закончатся школьные годы, обменивались фотографиями с трогательными надписями, фотографировались группами, парами. И три десятых класса стали как-то ближе друг к другу. Из 10 «а» особенно запомнились Лида Афонина, Галя Лежнина, Коля Ложечников, Валя Марцынкян, Леня Мокеров, Ира Недопекина, Володя Соломин, Люба Терехова, Валя Филонов, Валя Христолюбов, Володя Шабанов, Лия Шарыгина. Из 10 «б» - Юра Баранов, Паша Бородин, Володя Вшивцев, Саня Еналов, Саша Кальсина, Валера Кочешков, Лида Лежнина, Юра Малышев, Аля Овчинникова, Вера Ошуева, Юра Поликарпов, Нина Черепанова.

Мы ощущали себя в некотором смысле причастными к истории школы как выпускники юбилейного, двадцатого, выпуска. Первый выпуск средней школы состоялся в 1937 году. И некоторые из тех выпускников были нашими учителями. Это Иван Иванович Халтурин, Татьяна Александровна Шарыгина и Виктор Алексеевич Шарыгин.

Мы знали также, что среди первых выпускников школы были Василий Ильич Кряжев, впоследствии Герой Советского Союза; Виктор Петрович Зенцов и Николай Павлович Корякин, ставшие инженерами; Николай Андреевич Князев, юрист и учитель. В числе выпускников были и не вернувшиеся с полей сражений Великой Отечественной войны. Для нас все они, безусловно, являлись примером.

Подавляющее большинство моих одноклассников нашли своё место в жизни. Благодаря трудолюбию, нравственному здоровью и крестьянским корням, почти все из них стали уважаемыми людьми. Насколько мне известно, Валя Христолюбов стал кандидатом наук, Боря Кряжев окончил Ивановский энергетический институт и был главным энергетиком Новомосковска, Коля Ложечников - Ижевский политехнический институт, Валя Филонов - Ленинградский институт точной механики и оптики, Лёня Мокеров - Троицкое лётное училище. Да и многие-многие другие стали мастерами своего дела.

Влияние школы на формирование каждого из нас переоценить невозможно. Поэтому она всегда будет в наших сердцах!

В.КУРЗЕНЕВ, выпускник КСШ 1957 года, профессор,г.Санкт-Петербург.

Фото с сайта Кикнурской средней школы.