Выпускники, которыми гордится школа    

     Во время служебной поездки в Потняк узнал, что в селе живёт интереснейший человек - Ия Владимировна Ростовцева, известная рукодельница. Вышивает салфетки, наволочки. Но самое, пожалуй, страстное её увлечение – картины.
     Дом И.В.Ростовцевой нашёл без труда. Просторный, три окна на улицу. С морозца приятно войти в натопленную, залитую январским солнцем комнату. Трёхшёрстная кошка прикорнула на стиральной машине, подставив пёстрый бочок сладкому печному теплу. На полу дорожки. Чистота.
     Ия Владимировна – известный в районе ветеран педагогического труда, наставник молодёжи, человек редкой эрудиции. Вся её жизнь связана с людьми. Помнит она и военное лихолетье, и нелёгкую послевоенную пору, когда работали, не жалея себя. Была учительницей начальных классов, одно время преподавала немецкий язык, возглавляла отдел пионеров (когда-то был такой!) при райкоме ВЛКСМ. Получив высшее образование, до самой пенсии работала в Потняке учителем русского языка и литературы. Но сегодня я хочу рассказать о ней, как о мастерице.

 

     Замечательно смотрятся на подушках наволочки, вышитые искусными руками Ии Владимировны. А вот и картины. Большие по размеру и не очень, есть совсем маленькие.
     Я, честно говоря, не очень-то разбираюсь в тонкостях вышивки, понятия «крестом и гладью» для меня тоже тайна великая. Но первое впечатление от увиденного однозначное: здорово!
     Ия Владимировна с удовольствием показала мне коллекцию вышитых картин. Что удивительно – сюжеты взяты из произведений нашего классика Гоголя.
     Вот картина, навеянная знаменитой повестью «Тарас Бульба». Мудрый Тарас напутствует своих сыновей, сзади – мать, рядом ластится пёс. А вот сюжет из «Мёртвых душ» - знаменитая «птица-тройка». Полосатые верстовые столбы, степной ковыль да удалая тройка с лихими наездниками…
     - Сколько же у Вас уходит времени на вышивку одной картины?, - интересуюсь я.
     - По разному. Если картина большого размера, то примерно месяц, маленькие обычно вышиваю недели за две.
     Потрогал полотна. Нить то прямая, словно протянута по линейке, а то извивающаяся, подобно крошечной ящерице. Трудоёмкая работа, не обойтись без терпения, намётанного глаза и, конечно же, таланта!
     В эти январские дня Ия Владимировна отмечает своё 85-летие. Как всё-таки здорово, что есть ещё на кикнурской земле такие интересные люди, пообщавшись с которыми по-хорошему завидуешь их неиссякаемому оптимизму и житейской мудрости.
                                                                                                                    Андрей ФУРМАН

     P.S. Ия Владимировна - выпускница нашей школы 1946 года. Педагогический коллектив школы поздравляет Вас, Ия Владимировна, с юбилеем. Желаем Вам здоровья, счастья, благополучия! Мы Вас помним и любим!

 

       Без них бы не было меня как педагога

                                                       (статья из газеты "Сельские огни", 2000 г.)
     

     В школе мне повезло на прекрасных учителей. За 10 лет учебы в Кикнуре мне не встретилось ни одного плохого учителя, который бы не старался вложить в наши головы своих знаний.
      Перебирая в памяти каждый год, я среди лучших отмечаю самых замечательных, которые за долгие, прошедшие после учебы годы, стоят передо мной живыми, молодыми, не очень пожилыми, т.е. такими, какими они меня учили. Я помню их взгляд, их улыбку, их требовательность, их шутки.
      Если бы они прибыли на юбилей, в благодарность за то, что сделали нас людьми, мои товарищи и я в ноги бы им поклонились за всё, что они отдали нам из своего сердца, из своей души.
      Хорошо помню свою первую учительницу Раису Николаевну Черепанову. Эта женщина невысокого роста, очень полная, с серьезным взглядом и доброй улыбкой встречала нас 1 сентября 1936 года.
      Раиса Николаевна была мастером обучения грамоте, поэтому в то время ей каждый год поручали работать с первоклассниками. Она делала всё, чтобы мы научились читать, писать, считать. На её уроках запомнились мне наглядные пособия по чтению, арифметике. Все пособия были сделаны собственными руками: рисунки, детские портреты были наклеены на ватман с напечатанными подписями к уроку чтения, зайчики и птички, грибочки и огурчики, написованные на листе, - счетный материал для уроков арифметики. Какие картинки! Они и сейчас перед глазами. Типографских таблиц не помню ни одной.
      А как она работала над каллиграфией каждого из нас! Стоило большого труда прописать образцы написания элементов букв, самих букв и слов для уроков чистописания. А тетерадей больше 30 для одного только урока, и это ежедневно. На уроке Раиса Николаевна постоянно следила за каждым, у кого не получилось, тут же показывала. Ни на минуту она не присядет, весь урок находилась около своих подопечных.
      В перемены (обеденные) Раиса Николаевна следила, чтобы каждый пообедал, мы расстилали на парте свои салфеточки и раскладывали, что принесли из дома. После трапезы все выходили в коридор и класс проветривался. Без шума и крика играли в коридоре до конца перемены.
     Помню некоторые беседы с нами, например, о соцсоревновании. Раиса Николаевна растолковывала нам, что это такое, а потом решали все вместе, кому и кого вызвать на соревнование. И не просто решали, а каждый день помогали друг другу и проверяли своих товарищей.
      Один год проучилась я у Раисы Николаевны, а основу всего - учиться и трудиться надо честно и каждый день - заложила в нас Раиса Николаевна на всю жизнь. Спасибо ей огромное.
      В 3 и 4 классах нас учила Ольга Ивановна Козьминых. Это замечательная учительница. На уроке все работали. Она понятно и доступно объясняла, строго спрашивала, а мы до пота на лбу старались показать, что поняли объяснение учительницы. По характеру своему Ольга Ивановна была веселым человеком, могла на уроке и пошутить, и посмеяться над смешным, но это была минута отдыха, и снова упорный труд.
      Много работала Ольга Ивановна над созданием коллектива в классе, и ей это хорошо удавалось. Проучившись у неё два года, мы в пятый класс пришли уже дружным сплоченным коллективом. С теплотой вспоминаю я эти два года, которые подарила нам Ольга Ивановна. Не зря за работу свою позднее она получила орден Трудового Красного Знамени.
Следующие два года (5-6 классы) я училась у Марии Семеновны Шарыгиной. Для нас она была новой учительницей, вела русский язык и литературу. Это невысокая женщина, миловидная, при разговоре с тобой всегда улыбающаяся. Уроки её были интересными, от звонка до звонка на одном дыхании.
      Помню Марию Семеновну в первое же военное лето 1941 года. В школе из учеников создали трудовые бригады. Мы, жители улиц Красноармейской и Просвещения, работали под руководством Марии Семёновны: пололи, а затем теребили лён в колхозе "Кикнур". Это был наш первый настоящий труд, за который колхоз рассчитался с нами горохом. Этот горох мне запомнился. Идём на работу тропинкой возле горохового поля, поём песню: "Встань, казачка молодая, у плетня..." и забрели у края в колхозный горох. Вдруг слышим с противоположной стороны с криком и ружьем бежит сторож. Мы - кто куда, и все в сторону льняного поля бегом от ружья. Сзади всех по тропинке бежала Мария Семеновна, боясь, видимо, что мы разбежимся по разным сторонам. Собравшись у своего льна, мы долго смеялись над случившимся. До сих пор с улыбкой вспоминаю эту картину.
     В 6 классе снова Мария Семеновна, и всё такие же завораживающие уроки. Не даром она награждена медалью "За трудовую доблесть".
      1941-1942 год – первый военный учебный год. Снова встреча с новой учительницей. Новые предметы – алгебра и геометрия. Трудно освоить ученику азы этих предметов, трудно и учителю научить детей, которые знают только законы арифметики.
      Счастье, что к нам в класс пришла опытнейшая учительница математики Людмила Федоровна Суторихина. Она знала, как научить, как потребовать, как помочь каждому в отдельности. Я помню и всегда буду помнить её самоотверженную работу на уроках и после уроков. Благодарна Людмиле Федоровне всю жизнь за то, что я отлично усвоила алгебру и геометрию в 6-м классе, в дальнейшем у меня проблем с математикой не было.
      С Людмилой Федоровной второй раз я встретилась в 10 классе. 1946 год, послевоенный, второй выпуск на аттестат зрелости. Перед нами и учителем стояла задача: хорошо подготовиться к экзаменам. Класс не из лёгких. В 7-8-9 классах разные учителя математики были. И вот на горизонте снова спаситель – Людмила Фёдоровна. С первого дня она начала плановое систематическое повторение ключевых тем за прошлые годы. Людмила Федоровна была мастером своего предмета. С присущей ей требовательностью к себе и ученикам она сделала всё, что могла. Учила на уроках, после уроков и даже у себя на квартире по вечерам занималась с отдельными учениками.
      Все годы, которые проработала в школе, перед моим взором стоял образ Суторихиной Людмилы Федоровны – учителя-труженика, вкладывающего в детские головы свои знания, в свою работу – душу, ничего не требуя взамен, кроме успехов в освоении математики. Труд этой учительницы по заслугам оценен двумя орденами Ленина.
      Ещё один светлый образ стоит в моей памяти. 1941-43 учебный год. 7 класс. В наш новый третий 7 «с» пришла учительница русского языка и литературы Шарыгина Татьяна Александровна. Это добрая, сердечная, всё понимающая женщина. Помню её уроки, интересные, запоминающиеся, особенно по литературе. Помню экзамены по русскому языку (а всего в 7 классе в тот год мы сдавали 11 экзаменов, даже по военному делу). Обычный страх перед экзаменом, кажется, что-то не доучил, пропустил, но входит Татьяна Александровна со своей улыбкой, шуткой, и все страхи уходят от тебя, появляется уверенность, что все будет хорошо.
      Через несколько лет, когда я уже работала в школе, вновь встречаюсь с Татьяной Александровной Шарыгиной, Марией Семеновной Шарыгиной, Любовью Алексеевной Кислицыной. Эти женщины были моими учителями в работе по моему предмету на заседаниях предметной секции. От них я перенимала всё лучшее, что было у них, старалась применять это у себя на уроках. Получилось, что я у них училась со школьных лет с 1940 до 1970 года, целых 30 лет. Под их влиянием я сформировалась как учитель русского языка. Спасибо им большое! Без них не было бы меня, как педагога.
      В 10 классе я встретилась с умными, знающими учителями, добрыми, приветливыми людьми. Классным руководителем у нас был Пётр Осипович Халтурин, литературу вела добрейшая Алевтина Павловна Невзорова. Это она предложила нам поставить платный спектакль в Доме культуры по повести Гоголя «Майская ночь или утопленница». Она сама руководила подготовкой постановки. Мы с азартом и интересом готовились к выступлению, вырученные деньги израсходовали на выпускной вечер.
      Ещё один прекрасный человек в этом году работал с нами. Это Анфиса Павловна Смирнова. Она работала инспектором РОНО и пришла к нам в класс вести курс органической химии. Она увлекла нас своим предметом, заинтересовала, коренным образом изменила наше отношение к предмету, хотя работала с нами непродолжительное время.
      За прошедшие годы учебы в школе с 1936 по 1946 г.г. я не встретила не одного учителя, кто бы несерьезно относился к своей работе, все были талантливы, но в разной степени, все стремились воспитать в нас настоящих людей, дать знания. Низкий поклон им всем за это! Школа тех лет выполнила свой долг.
                                                             И.В.Ростовцева, учитель русского языка и литературы,
                                                                           выпускница школы 1946 год
а