Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Стали, как папа, учителями

Прочитав в "Сельских огнях" о династиях педагогов, захотела рассказать и о нашей учительской династии.

Её начало положил мой отец - учитель и заведующий Большеключёвской начальной школой Торопов Иван Григорьевич (1915-1967). Он являлся четвёртым ребёнком в семье Григория Капидоновича и Марии Осиповны Тороповых, которые жили в д. Малые Ключи Кикнурского района. Когда главу семейства забрали на фронт Первой мировой войны, в семье было пятеро детей. С войны Григорий Капидонович не вернулся - пропал без вести.

Оставшись одна, наша бабушка, Мария Осиповна, не доглядела за детьми: уронили 4-х летнего Ивана с полатей, и остался он инвалидом до конца дней своих. Хромал, ходил впоследствии на протезе. Повзрослев, очень страдал, ведь все дела по дому лежали на нём. И всё-таки папа окончил Кикнурскую среднюю школу, хотя стоило ему это многого. Откуда брал силы, чтобы преодолевать пешком путь в 18 километров до школы и столько же обратно, одному Богу известно. В конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века кто мог развозить учеников и на чём? Часто отец вспоминал деревню Ушаки (так называл деревню Ушаково): видимо, выбившись из сил, находил ночлег в этой деревне.

После школы папа поступил в Советское педучилище и окончил его в 1937 году. Как он добирался до Советска с больной ногой, тоже представить трудно. Будучи на курсах в Советском педучилище, я с удивлением увидела фотографию выпускников 1937 года и среди них - отца.

В Б.-Ключёвской школе папа проработал 25 лет. Мама, Торопова Апполинария Степановна, в этой же школе трудилась 4 года. По семейным обстоятельствам: дети, больная свекровь - ей пришлось оставить работу.

На фронт Великой Отечественной войны из деревни Б. Ключи ушли все мужчины, и почти все погибли или пропали без вести. Они сражались на Ленинградском направлении. Не вернулся папин брат - Торопов Николай Григорьевич. Не пришёл с войны зять папы - Зверев Иван Кириллович, мамин дядя - Софронов Алексей Александрович. Остались вдовы, старики и подростки - вот на них и держался колхоз. Женщины были напуганы, плакали, болели от непосильного рруда. Помню, как однажды делили солому. Сначала двое поспорили, разругались, потом подключились другие. И вдргу заплакали все разом, рыдание и вой долго неслись по полю до самой деревни. Этот плач, вызывающий ужас, помню всю жизнь.

Папа проводил собрания, готовил доклады к праздникам, как мог, успокаивал людей. Помню его слова: "Бабоньки, не бойтесь. Войны больше не будет 100 лет, а может, больше". Взяв вилы (для защиты от волков), а также бересту и спички, он отправлялся по вечерам, опираясь на те же вилы, в ближние деревни и там проводил беседы. Кроме того, из разных деревень к нам приходили женщины и старики. Папа помогал им искать без вести пропавших мужей, сыновей. Писал прошения, а не дождавшись ответа, снова ходатайствовал. В доме постоянно были люди.

Я училась у Ивана Григорьевича в 3 классе. Старалась, ведь неудобно дочери получить плохую оценку у учителя - отца. Не подводила.

В 1953 году умер Иосиф Виссарионович Сталин. В избе-читальне собралось много народу. Папа установил радиоприёмник. Люди плакали навзрыд. Уроки отменили. Мы также слушали и плакали. Забыть это невозможно.

По вечерам дома у нас тоже включался радиоприёмник, и, не зажигая керасиновой лампы, в темноте, мы слушали "Театр у микрофона". Вот это и воспитывало нас. Плюс круглогодичный труд - больше и не надо было ничего обьяснять и растолковывать о жизни.

Мы учились хорошо: я и брат Саша. В семилетку ходили в Тырышкино за 5-6 километров. Нас из деревни в школу бегало много, в основном довоенные подростки. А в 8 класс средней школы, которая находилась в 12 километрах, я пошла одна. Жила на квартире, питалась, в основном, сухарями. В интернат не попала, так как у нас был отец. Через два года, когда училась в 10 классе, в 8 класа пришёл мой брат Саша - Торопов Александр Иванович - будущий учитель математики Кикнурской средней школы.

Деревня Большие Ключи начала умирать в 50-х годах. А в начале 60-х, когда молодёжи стали выдавать паспорта, все довоенные ребята в момент разьехались кто куда. Когда мы окончили школу, вопроса - кем станем - не стояло. Конечно, как папа, будем учителями!

Я поступила в 1960 году в Кировский пединститут на факультет начальных классов, а Александр в 1962 году на физмат. Учились на стипендию, рассчитывать нужно было только на себя: в семье подрастали ещё брат Валентин и сестра Надежда. Всем нам мама говорила: "Ребятишки, учитесь, старайтесь. Вот мне не пришлось, я и мучаюсь всю жизнь". Она была сиротой. Не доучилась. Мы очень старались. Трудностей много - ничего, стерпеть можно. Разве папе легко было? А маме как пришлось?

Старательно учились в школе и младший брат - Торопов Валентин, который потом закончил мехмат МГУ и сейчас работает в Новосибирске программистом, и младшая сестра - Торопова (Сорокина) Надежда Ивановна. Сестра была, пожалуй, самой старательной ученицей, а затем студенткой биофака Горьковского университета. Надежда Ивановна 25 лет преподавала биологию в Кикнурской средней школе.

На третьем курсе, в 1962 году, посчитав себя взрослой, я вышла замуж. Да за кого?! За студента физмата, парня из Шабалинского района, который, в общем-то, уже был учителем. Он окончил Советское педучилище. Отработав в школах в Узбекистане и в своём Шабалинском районе два года, поступил в пединститут и учился на курс старше меня. Это был Южанин Борис Петрович. Окончили мы в 1964 году институт и уже с маленьким сыном Владимиром приехали на работу в Кикнурскую среднюю школу. Брат Александр окончил институт в 1966 году и также приехал в Кикнур, где и работает до сегодняшнего дня.

Первые годы мы работали так. Я учила детей в начальных классах, а доведя до пятого, передавала их в руки Борису Петровичу. Он становился классным руководителем у моих ребят и преподавателем математики. Таким совместным был не один выпуск. С этими учениками, даи с другими тоже, мы поддерживаем связь. Многие наши выпускники стали уже пенсионерами, бабушками и дедушками, но, когда встечаемся, они по-прежнему - наши дети.

На двоих с Борисом Петровичем мы проработали в образовании 93 года, а нашей с ним семье - 50-й год. У Надежды Ивановны, Александра Ивановича и Бориса Петровича всегда были замечательные ученики. Они без особых усилий поступали в вузы и другие учебные заведения, так как имели хорошую подготовку, да и в дальнейшей учёбе больших трудностей не испытывали.

Александр Иванович преподаёт в школе 46-й год. Его старшая дочь, Татьяна, по первому образованию тоже педагог - учитель начальных классов. На этом не заканчивается династия. Учителем биологии и географии трудится жена нашего младшего сына Сергея - Светлана. Учителем коррекционной школы работает сноха Надежды Ивановны - жена старшего сына Ивана - Люба.

Беда в том, что профессия учителя, к великому сожалению, стала непрестижной и, кажется порой, ненужной. Прерываются учительские династии. В школу приходят иногда случайные люди, уходят те, кому только и работать педагогом.

Г.И. ЮЖАНИНА,

п. Кикнур