Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

     Выпускники, которыми гордится школа

Наша семья представлена педагогами трёх поколений: моя бабушка Лидия Александровна Черепанова и её родная сестра, моя тётя Татьяна Александровна Шарыгина – педагоги старшего поколения; дочь Лидии Александровны, моя мама – Нина Афанасьевна Окунева – педагог второго поколения; и я – Светлана Витальевна Задворных – младшее звено в этой цепочке. Возможно, не последнее.

Светлана Витальевна Задворных

 

   Сёстры Шарыгины Татьяна и Лидия родились в деревне Большое Шарыгино Кикнурского района Кировской области  в семье крестья-нина.  Разница в возрасте между ними была всего два года. Обе не помнят своего отца: одна была слишком мала, а вторая ещё не успела родиться, когда он погиб на гражданской войне в 1921 году. Мать замуж больше не вышла, считая, что отца девчонкам никто не заменит. Воспитывались матерью, бабушкой и больным дедом. В детстве видели нищету и голод. Рано познали крестьянский труд. С семи лет жали серпом, косили. Чуть позже бабушка Лида стала стирать в люди, водиться с чужими детьми, освоила шитьё, а тётя Таня с десяти лет вместе со взрослыми ходила в лес заготовлять дрова. Вероятно, жизнь без главы мужчины в семье, пример воспитывающих их матери и бабушки научили девочек быть ответственными в любом деле, не ропща, справляться с любыми трудностями и работать, не зная усталости.

   «Трудовая биография начиналась в трудные военные и послевоенные годы. Голодные дети, дети-сироты из Ленинграда, Новгорода, Великих Лук и  других городов, голод, холод – всё пришлось пережить. Не было ни тетрадей, ни учебников, ни чернил. Писали в старых книгах между строк, разогревая чернила своим дыханием. Но какое большое желание было у детей учиться! А после уроков ходили собирать колоски на колхозные поля, убирали картошку, сено, расстилали лён, пилили и кололи дрова, сами делали всю уборку в школе. В лесу заготовляли грибы для фронта. В трудное время коллектив школы был дружным во всех делах…» -  так вспоминали бабушка и тётя начало трудовой деятельности.

   В 1946 году бабушка вышла замуж, став Черепановой, а тётя Таня сознательно выбрала одинокий образ жизни, отвергнув все предложения о замужестве.

   Мамино детство пришлось на послевоенные годы.

   Я выросла уже в благополучное время. У каждого времени свои сложности. Через все прожитые годы женщины нашей семьи несли большое желание быть полезными людям, искреннюю заинтересо-ванность судьбами учеников.

   Девизом нашей семьи было и остаётся: «Мы такие же люди, но мы учителя!» А не наоборот.

 

Шарыгина Татьяна Александровна (13 января 1919 года – 26 декабря 1996 года), учитель русского языка и литературы

   Шарыгина Татьяна Александровна родилась 13 января 1919 года.

   В 1927 году поступила в первый класс Кикнурской средней школы, а в 1937 году окончила её. Имея большое желание учиться, поступила в Кировский государственный педагогический институт имени В.И.Ленина, где проучилась до 1939 года. После окончания института вернулась в родную школу преподавателем русского языка и литературы.

   35 лет проработала она в школе. Вела большую общественную работу. Дважды избиралась депутатом районного Совета и дважды депутатом сельского Совета. Всю трудовую жизнь работала агитатором. В последние годы работы была руководителем районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

   За добросовестный труд по обучению и воспитанию школьников в 1950 году награждена медалью «За трудовое отличие», в 1961 году – значком «Отличник народного просвещения».

   Имеет медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», «Ветеран труда».

   Имеет многочисленные Благодарности и Почётные грамоты РОНО, РК КПСС и райисполкома, Кировского ОБЛОНО.

   Сама тётя Таня говорила о себе так: «Вся моя жизнь прошла в Кикнуре, вернее, в Кикнурской школе. Здесь я училась десять лет, тридцать пять проработала учительницей русского языка и литературы. Добрым словом вспоминаю своих учителей и спрашиваю себя, сумела ли я что-то сделать, чтобы мои ученики помнили школу?»

   Одним из ответов на этот вопрос служит статья в районной газете «Сельские огни» Людмилы Залешиной, выпускницы 1966 года.

   «Затихают после напряжённых занятий пустые школьные коридоры, классы. Тишина в кабинете, где собрались участники литературного кружка. Все в нетерпеливом ожидании, когда же Татьяна Александровна раскроет первый лист вновь подобранного произведения классика или современного автора (порой по школьной, порой не по школьной программе) для чтения, а потом для обсуждения и чтения в лицах. Время летит незаметно, пора домой, но никто не хочет уходить. Мы умоляем учительницу «побыть» с героями книги ещё хоть несколько минут. Конечно же, она соглашается… Даже не знаю, чего мы любили больше: её или её кружок. Наверное, и то и другое одинаково.

   Будь моя воля, я бы называла именами таких людей улицы, парки, школы. Именами людей, заслуживших уважение и любовь многочисленных учеников».

   Тётя Таня была немногословная, но душа-женщина. С каллиграфическим почерком, изумительными приёмами воспитания: без давления и навязчивости всегда умела достичь желаемого результата. Очень добрая, терпеливая, тонко чувствующая, она развивала меня духовно. Умело давала почитать нужные книги, а те, которые были дефицитны, но она считала, что мне их обязательно нужно прочесть, переписывала для меня от руки. Три общие тетради стихов, другие интересные и тонкие литературные вещи, переписанные рукой тёти Тани, до сих пор служат неоценимой поддержкой в сложные моменты жизни. Почитаешь, вспомнишь её мудрые советы, и выход из ситуации обязательно находится.

   У тёти Тани не было своей семьи. Но она не знала одиночества. Её квартира служила местом постоянных встреч выпускников. Тогда-то, наверное, я и поняла, что главная награда для учителя – это добрая память в сердцах учеников.

   Когда незадолго до смерти тётя Таня серьёзно заболела и попала в больницу, молодые медсёстры не переставали удивляться и шутили: «Палата, где лежит Татьяна Александровна, что Мавзолей». Было ощущение, что навестить приходил весь посёлок.

 

Черепанова Лидия Александровна (3 апреля 1921 года – 10 марта 2001 года), учитель математики

   Черепанова Лидия Александровна родилась 3 апреля 1921 года. Учиться пошла в 1929 году. Школа стала для неё вторым домом. Училась легко и уверенно переходила из класса в класс с похвальными грамотами. Была активным участником всех школьных дел. Окончила школу в 1939 году и поступила в Кировский педагогический институт имени В.И.Ленина. Материально жизнь была очень трудной. Из дома помочь было практически нечем. Чтобы получать стипендию, учиться нужно было только на «отлично». А другого бабушка и не могла себе позволить. В июне 1941 года получила диплом учителя физики и математики в первых семи классах средней школы. С августа 1941 по август 1976 года проработала учителем математики в Кикнурской средней школе.

   Во время работы была агитатором и лектором среди населения. Много раз избиралась членом месткома, была председателем  месткома и ревизионной комиссии.

   Проработав тридцать четыре года, ушла на пенсию.

   Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Пятьдесят лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», «Ветеран труда». Имеет многочисленные грамоты за безупречную работу по воспитанию и обучению детей.

   Требовательная, строгая, аккуратная, настойчивая, но одновременно доброжелательная и справедливая, не по-математически словоохотливая, она была мне примером не только того, как нужно относиться к профессии, но и обучила всем житейским тонкостям и хитростям. Казалось, не было дела, которое было бы ей не по плечу, которое бы она не сумела сделать. Всеми практическими умениями в жизни я обязана ей. Жизнь распорядилась так, что мы прожили вместе больше двадцати лет, и я не переставала удивляться силе её характера и работоспособности. Даже когда бабушка была уже преклонного возраста, а я совсем молодая, мне было не угнаться за ней по темпу жизни. Искренняя заинтересованность жизнью современной школы, тематикой педсоветов, программами обучения и, как издержка долгих лет учительского труда, тревожные сны по ночам о школе.

 

Нина Афанасьевна Окунева, учитель химииродилась 28 мая 1947 года

   Нина Афанасьевна Окунева родилась 28 мая 1947 года в городе Бодайбо Иркутской области, куда семья выезжала из Кикнура на несколько месяцев в поисках более благополучной и сытой жизни. В 1954 году поступила учиться в Кикнурскую среднюю школу,  в 1965 году окончила её. С этого же года она становится студенткой Кировского государственного педагогического института имени В.И.Ленина. Факультет -  естественно-географический, специальность -  химия, биология. В 1970 году, окончив институт, возвращается учителем биологии в Кикнурскую среднюю школу. С 1975 года преподаёт и химию. Тридцать пять лет проработала в школе и в августе 2005 года вышла на заслуженный отдых.

   Имеет грамоты РОНО за долголетний добросовестный труд по обучению и воспитанию детей и организацию работы на  лучшем в районе пришкольном опытном участке, Почётные грамоты районного общества охраны природы за активную работу по вовлечению в члены общества охраны природы, Почётную грамоту Кировского областного управления народного образования за успехи в обучении и воспитании учащихся.

   Пришкольный участок, восемнадцать лет возглавляемый мамой,   был при ней достойным носителем экспериментальной научной работы учащихся, великолепным цветником и садом, всегда признавался лучшим в районе. Мама с коллегами-биологами обучали учащихся основам научной работы. И результаты детей впечатляли. Например,  ученица 7 класса под руководством педагога вырастила из одной картофелины около трёх вёдер картошки.

   Стихи, посвящённые любимой учительнице, междугородние звонки бывших выпускников со словами благодарности, с желанием поделиться достижениями, разделить радость – это от учеников первых выпусков. Приглашения на свадьбу, встречи, бурные эмоции, стремление сообщить, что «сдал химию хорошо» - от выпускников последних лет работы.

   Пройдя закладку характера под бабушкиным воспитанием, я всегда считала, что мне мало что досталось от мамы. Только начав работать, я поняла, что многое унаследовала от неё.  Эмоциональность, впечатлительность, склонность к компромиссам, безграничное терпение, альтруизм, незлобивость, мягкость, непосредственность в общении, полное отсутствие зазнайства – вот то, за что ценят мою маму окружающие. А я ценю ещё и за многое-многое другое, близкое и родное, сердечное и домашнее.

 

Задворных Светлана Витальевна, педагог-пихолог, родилась 23 июня 1971 года.

   Я, Задворных Светлана Витальевна, родилась 23 июня 1971 года в посёлке Кикнур. В 1978 году поступила в первый класс Кикнурской средней школы, в 1988 году окончила её с серебряной медалью. В школе была в рядах активистов: возглавляла Совет дружины, входила в состав школьного комитета комсомола. Педагоги дома, отличные учителя в школе сделали своё дело: мыслей поступать куда-то кроме педагогического никогда не было. Менялся только факультет. Так я оказалась студенткой факультета начальных классов Кировского государственного педагогического института имени В.И.Ленина.

   В институтской жизни примечательным было то, что я была избрана  делегатом на Всесоюзный студенческий форум, проходивший в г. Москве в 1989 году. Лично видела и слышала М.С.Горбачёва, который выступал на форуме перед нами, студентами.

   Окончив институт в 1992 году, с августа месяца  поступила на работу в Кикнурскую среднюю школу, где и тружусь по сей день. Заочно окончила отделение практической психологии Международной академии психологических наук  г. С.-Петербурга. С 1995 года работаю школьным психологом.

   За время работы имею две грамоты районного управления образования: за творческий подход в организации диагностической и коррекционно-развивающей работы с детьми и победу в конкурсе материалов передового педагогического опыта.

   Активно сотрудничаю с районной газетой «Сельские огни». От редакции газеты награждена грамотами за второе место в творческом конкурсе к 450-летию Кикнура и за участие в творческом конкурсе «Родительский дом – начало начал», посвящённом Дню семьи и Дню матери.

   Будучи педагогом в третьем поколении, я благодарна бабушке, тёте и маме, что не отговаривали меня продолжить педагогическую династию, а всячески способствовали тому, чтобы ещё до работы по специальности я приобрела как можно больше профессионально значимых знаний и качеств. Моё продолжение династии обдуманно. Когда ты живёшь и воспитываешься среди людей той профессии, которой намерен посвятить себя сам, то ты, как говорится, с младых ногтей усваиваешь всю специфику профессии.

   Я шучу, что мне было легко учиться на педагога, потому что в моих генах уже были заложены знания двух поколений. А если серьёзно, то у нас как-то принято делить жизнь на работу и увлечения. Глубоко убеждена, что у настоящего педагога работа является его главным увлечением. Скажу даже так: учитель – это не профессия, это образ жизни.

   Продолжать педагогическую династию, имея в семье таких педагогов, как мои бабушка, тётя и мама, почётно и ответственно. Я рада, что благодаря результатам жизни и работы своих семейных и одновременно профессиональных наставников, имею верные ориентиры в профессии. Они проверены временем, оценены людьми. Спасибо бабушке, тёте, маме и тем людям, которые хранят о них светлые воспоминания.

   У меня подрастает дочь. Если со временем она надумает поступать в педагогический, я не стану её отговаривать.